†енский журнал ‘уперстиль
Новости
Правильный порядок вещей
В Музее декоративно-прикладного искусства открылась выставка, пройти мимо которой в нашем бесконечно раздираемом гендерными противоречиями мире просто невозможно. "Natura вещей" - это современный гимн традиционной женственности, тактильной связи человека и природы в век постмодернизма, освоившего уже все практики покорения и отстранения. Четыре независимые художницы, Анна Липявко, Татьяна Чернова, Ольга Хейфиц и Евгения Немировская, объединились в одном пространстве, чтобы представить четыре способа взаимодействия современного искусства с миром: от живописи и фарфора, до гобелена и самого прикладного, близкого человеку вида творчества – создания одежды. При всей разности индивидуального почерка источник вдохновения у этих авторов един и лежит он в глубинных слоях народной традиции: это традиционное женское рукоделие (термин, осмеянный и отвергнутый российским опытом ХХ века), ручная работа, которая придаёт жизни необычайную цельность объёмного восприятия и позволяет зрителю окунуться в новый мир.

Задача выставки "Natura вещей" - передать это состояние посетителям, разбудить их, обострить все чувства, дать возможность раскрыть в себе что-то личное, эмоциональное, творческое. В этом художницам помогает и неповторимость выставочного пространства. Музей ДПИ, концепция выставок которого в этом году придерживается направления sensitive museum, старается сегодня привить зрителям более глубокое понимание прикладного искусства в современном информационном мире. Ведь "тактильность" в развёрнутом прочтении - это интимная связь между человеком и природой, или, проще говоря, "воспоминания на кончиках пальцев". Художник, избегающий ручного, ремесленного труда, может быть техником, разработчиком, проектировщиком, но не Мастером. Собственно, в виртуальном мире сам инструмент начинает возводиться в ранг созидателя, диктовать автору, что ему делать и куда ему следовать, в результате чего нивелируется глубокое чувство, исчезает эмоция. Но Анна Липявко, Татьяна Чернова, Ольга Хейфиц и Евгения Немировская с упорством воспроизводят свою неповторимую метафизическую тактильность.

В их работах нет драмы, нет постмодернистской иронии, нет попыток дискредитировать политику или культуру. Напротив, есть полное доверие к культурному наследию, естественному, природному способу самовыражения. Как например, сюрреалистический рассказ о сущности предметной среды в объёмной серии гобеленов Евгении Немировской "Овощи-Фрукты". Плоды Земли в них будто бы оживают, срастаются со свойствами человека и начинают жить такой же насыщенной жизнью.

Работы авторов представлены в четырёх залах, носящих названия "Детские страхи", "Метаморфозы Венеры", "Мечты" и "Пространство сновидений". В последнем представлены гобелены Евгении Немировской "Окна", фарфоровые скульптуры Ольги Хейфиц и манекены в платьях Анны Липявко, которые одновременно являются и частью экспозиции, и как бы зрителями. А в качестве абажура над ними простирается кринолин, напоминающий посетителям одновременно и о бесконечности традиции, и о том, что место женщины в современном мире еще не до конца завоёвано, общество препятствует этому, не позволяя раскрыться личности полностью.

Даты проведения выставки: 31.03.2016 – 27.04.2016
Место проведения: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Москва, ул. Делегатская, д.3

Юна Завельская
04.04.2016 13:13
Ссылки по теме: мода, культура, дизайн, коллекции, музеи, выставка, время
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль