†енский журнал ‘уперстиль
Новости
Комиксы майя
Задолго до появления на свет Багза Банни жил-был нахальный кролик, который терроризировал богов из пантеона индейцев майя. Их рукописные кодексы, испещрённые "пузырями" с прямой речью, выплывающими из уст персонажей, надписями на картинках и солёными шутками, удивительным образом напоминают сегодняшние графические романы, пишет Русская служба Би-Би-Си.

Сосуды, которыми пользовались майя для питья, были украшены картинками и текстами, с помощью которых можно было прочитать какую-нибудь историю, перевернув посудину. Вовсе не будучи ширпотребом, предназначенным для бегства от действительности, они считались ценными и желанными предметами, которыми обменивались для облегчения процесса политических переговоров и заключения союзнических альянсов между государствами.

"Это были произведения искусства самого высокого качества, какого только можно было пожелать, - рассказывает Сёрен Вихманн, лингвист из Лейденского университета в Нидерландах. – Они ценились очень высоко, тогда как в современных обществах на комиксы смотрят косо". Впервые Вихман написал об этих последовательностях картинок в статье "Первые комиксы Америки", которую он сейчас перерабатывает в главу для новой книги "Хрестоматия визуального нарратива". Он указывает, что в отличие от современных графических романов, майя изображали лишь несколько сцен из хорошо известных повествований, исходя из того, что зритель уже знаком с основным сюжетом.

Конечно, визуальные сказания в том или ином виде можно увидеть в древнейших пещерных росписях, но, с его точки зрения, поразительно то, насколько похожи сценки, нарисованные древними майя, на те комиксы, которыми мы увлекаемся сегодня. Это и манера передачи прямой речи, способы изображения движения, дурных запахов, забавных животных и солёных шуток. "Налицо соединение всех этих механизмов – и это приближается к тому, что очень похоже на комиксы".

Нил Кон из Университета Калифорнии в Сан-Диего (под его редакцией вышла книга "Хрестоматия визуального нарратива") отмечает, что коммуникация с помощью визуальных средств повествования столь же естественна, как и устная речь или жестикуляция; в действительности, это должно рассматриваться как ещё одна форма языка. Так же, как языки, которые оперируют звуком/речью или жестами и телодвижениями, каждый визуальный язык, считает он, могут формировать собственные словари и грамматику.

Подобное можно наблюдать повсюду в мире. Кон обнаружил, что создатели американских комиксов и японских книжек-манга следуют чётким правилам, когда конструируют свои истории. В тоже время австралийские аборигены из группы племён аранда выработали сложный свод сигналов, которые они чертят на песке. Этими знаками, подчиняющимися особой форме "грамматики", они сопровождают устный рассказ.

Следовательно, даже если рисунки на сосудах майя могут напоминать современные комиксы, они также обладают собственными самобытными свойствами. Таким образом, комиксы и серии рисунков майя – не одно и то же. Тем не менее, некоторые сходства привлекли внимание Кона. Его поразило, например, что визуальные метафоры, такие, как языки пламени, до сих пор используются для передачи определённой эмоции, - и этими же средствами оперировала сотни лет назад совершенно другая культура.

"Гнев в нарративе майя ассоциируется с пламенем. Современная устная и рисованная речь даёт информацию о том, как мы постигаем те же абстрактные идеи", - замечает учёный. Помимо всего прочего, эти дивные произведения искусства напоминают нам о том, что когда-то визуальные повествования, похожие на комиксы, были дарами царей, как некая "Мона Лиза" тех времён.
29.03.2016 11:14
Ссылки по теме: антиквариат, культура, искусство
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль