†енский журнал ‘уперстиль
№205 // 30 октября 2015 г.
Души без тела. Миссия чертей
"Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт."

Н.В. Гоголь, "Ночь перед Рождеством"

Враг человеческого рода, злой дух дохристианского происхождения, всегда стремящийся соблазнить, толкнуть на дурной поступок, чёрт очень густо заселил землю. В народе его чаще называют бесом. А вообще у него целая куча имён. Только в "Толковом словаре великорусского языка" В. Даля насчитывается более сорока его наименований. Это лукавый, ворог, нечисть, нелёгкий, сатана, демон, дьявол, лихой, чёрная сила, анчутка, куцый... А поминать чёрта по имени считается грехом.

Но откуда они все же взялись, и для чего были созданы? Вот что об этом говорит Мишна (древний письменный текст еврейских законов): "Сотворил Всевышний души чертей и хотел сотворить им тела. Но тут началась Суббота, и не сотворил".

То есть они возникли по воле того, кто создал мир. Таким образом, черти абсолютно легитимные твари, имеющие право на существование, как и люди, животные и птицы. Более того, они были созданы в самом конце и могли бы претендовать на звание венца творения. Но! Они не получили тела. Короче, черти — это души без тел. Хотя и это не совсем верно, кое-что Всевышний успел сделать. Он успел создать их тонкие тела, состоящие из двух основ — огня и воздуха (всё живое состоит и четырёх основ — огня, воздуха, воды и земли). Поэтому их тонкие тела и не подлежат нашему восприятию и могут принимать разнообразные формы.

Относительно того, что черти как-то знают будущее, означает только то, что будучи лёгкими, они могут высоко взлетать и действительно видеть отдалённые события. Теперь, что касается расхожего изречения: "Чёрту душу продал" или "Чёрт душу забрал". Вот то, что уж точно не нужно чёрту, так это ещё одна душа, он со своей не знает как разобраться. Ведь чтобы существовать в материальном мире, ей нужен дом, пристанище, какой-то материальный объект. Вот с этим у чертей возникает проблема, и как следствие — у людей.

Он не может просто так облюбовать чьё-то тело и вытворять в нём, что ему вздумается. Для того, чтобы поселиться в чём-то или в ком-то нужно иметь причину, предлог. Каждый дурной поступок человека порождает чёрта, которому нужна материальная оболочка. И если преступление оставило материальные последствия, то дух этого преступления может в этом теле существовать. Если нет — тогда нет и свидетельств, и преступление сотрётся из подлунного мира. Вот такая юридическая казуистика.

По поверью, у каждого человека есть не только собственный ангел-хранитель, но и персонально приставленный к нему чёрт, своего рода соглядатай, который впоследствии свидетельствует на высшем суде. Надо сказать, что черти весьма добросовестны в исполнении своих обязанностей и напраслину не возводят. Но вот вступать с ними в переговоры, а тем более в сделки опасно.

И дело опять же не в недобросовестности чертей, условия-то они выполнят, и денег дадут, и от беды избавят, но вот освободиться от их кабалы бывает непросто. Вот одна из очень древних историй.

Рядом с городом Огель, что на Украине, жил многодетный отец семейства в великой бедности. И будучи уже не в состоянии терпеть такую нужду, прослышал он, что где-то рядом поселились черти. Пошёл он туда и объявил, что отдаёт себя чертям в обмен за денежную сумму, необходимую для содержания семьи. Его голос был услышан, и сделка заключена. Он разбогател невероятно, а черти приходили каждый день и забирали его на какое-то время, а потом возвращали. Но пришло время его старости, и он решил освободиться от договора, пошёл и объявил об этом чертям. И голос ему ответил, что пусть будет так, но при условии, что он отдаст всё полученное. Деньги были огромные и большая часть из них — потрачена.

Тогда он решил обратиться к рабби Мойше из Огеля. Тот выслушал и обещал помочь. Рабби послал служку в то место, где жили черти и наказал провозгласить: "Рабби Мойше вызывает вас на суд в указанный день". В назначенный день рабби Мойше собрал свой суд. Пришёл отец семейства и изложил свои требования, черти изложили свои. После чего рабби Мойше встал и провозгласил приговор: истец должен продать всё, до шнурков ботинок и все деньги вернуть. То, что он не сможет собрать — не его вина и у ответчиков нет над ним власти ни на земле, ни после смерти. Судьи подписали документ, и он был вручен истцу.

Черти прошептали: "Здесь у себя в доме, ты — хозяин, но потом…" На что Мойше заорал, что как он постанавливает внизу, так постанавливают и на Небесах. Он назначил отцу семейства исправление души, и тот полностью раскаялся. Следует обратить внимание, что для расторжения сделки нужно отдать всё заработанное, и ответ "я сделал всё, что обещал" здесь не сработает. Да и без квалифицированной помощи трудно обойтись.

А теперь немного о местах обитания чертей. Те черти, что живут в домах, — это просто домовые и ведут они себя обычно прилично. Прежде всего потому, что зависят от хозяев и им совсем не улыбается быть выставленными из дома каким-нибудь знающим человеком. С ними вполне возможны добрососедские отношения. Их даже можно использовать в хозяйстве. Например, попросить отыскать пропавшую вещь. В народе их зовут барабашками. Они безобидны. Пьют и едят только то, что оставлено без присмотра. Воровством не промышляют. Это справедливо вообще в отношении всех чертей.

Черти не берут ничего из того, что посчитано и отмеряно, а только то, что плохо лежит. Но и нельзя давать им наглеть, чтобы они не начали пакостить. Разнузданный домовой — это тот самый полтергейст.

В декабре 1833 года Пушкин записал в дневнике: "В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгоруков нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки. N сказал, что мебель придворная и просится в Аничков".

В 1970-х годах парапсихологи Алан Голд и А. Д. Корнелл провели компьютерный анализ свидетельств, накопленных начиная с 1800-го года по настоящее время, и выявили 64 фактора, общих для всех наблюдавшихся случаев. В 64% случаев имело место передвижение объектов, в 58% — активность проявлялась в ночное время, в 48% — имели место стуки, в 24% — активность полтергейста длилась более года.

В еврейских источниках такие черти упоминаются, как "лецим" — хулиганы, они способны на самые коварные шутки: картины срываются со стен и падают на пол, самовозгораются предметы, разбиваются стёкла окон, электричество тоже шалит. Но непосредственно людям вреда они не причиняют. В Багдаде дома, где поселились черти, назывались "бейт-маскун", и в них не селились ни евреи, ни мусульмане, ни христиане. Но если кто-то всё же решался там поселиться, и дело обходилось без чёртовых проделок, то хозяева имели и богатство, и счастье, и удачу. По все видимости домовые скучали без жильцов и старались умилостивить новых хозяев.

Что касается тех, что живут в полях и садах — им до человека никакого дела нет и они относятся к нему нейтрально. Однако они могут считать эту территорию своей и гадить, если человек нарушает их "прайвеси", например, если начинает рубить старые деревья, которые как раз являются местом обитания чертей, осушать заброшенные пруды, разрушать старые колодцы, откуда черти берут необходимую им воду.

Кстати, заброшенные водоёмы могут быть местом обитания водяных (ещё одна разновидность этой публики). Болота — тоже их излюбленное место обитания, и просто так в одиночку там гулять опасно. Есть и городские черти, обитающие в основном на свалках, на грязных пустырях. И это не потому, что черти любят грязь или вонь. А потому что люди там редко появляются и делить эту территорию более удобно.

Кстати, не следует путать чертей с душами людей, вселяющимися в животных — оборотнями, или душами умерших, не нашедших пристанища на Небесах и скитающихся в полупроявленном виде по земле, например, приведениями. Это публика совсем иного рода, и задачи у неё тоже другие.

А теперь, самый главный вопрос: Существуют ли они? Мир кажущийся и мир настоящий — одна из важнейших тем в древних источниках. Существует ли иная реальность? Древние философы и мудрецы расходятся во мнениях по этому вопросу. Этот вопрос продолжает будоражить нас и сегодня. Исследования микромира свидетельствуют об изменениях на молекулярном уровне, связанных именно с сознанием человека. И наверное, человечеству предстоит ещё множество открытий. Но возвращаясь к древним источникам, мы находим единое для всех правило: "Тот, кто следит — и за ним следят, а тот, кто не обращает внимания, и на него внимания не обращают".
Ариэль Городецкий
30.10.2015
Ссылки по теме: страхи, непознанное, мысли, культура, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль