†енский журнал ‘уперстиль
№135 // 25 июля 2013 г.
Батик. Точка на ткани
Если сказать, что ткани бывают летними и зимними, то, в общем-то, никакого открытия в этом не будет. Однако есть ткань, вид которой сразу же навевает мысли об экзотических странах, где царствует вечное лето и фаворитами становятся хлопок и шёлк. Это батик.

Легенда

Жара была столь сильной, что начинали плакать деревья, источая ароматную смолу. Под ними шёл молодой человек, тащивший большой тюк ткани. Он сел отдохнуть под большое дерево с раскидистой кроной, дававшей прохладную тень. Но его ждала неприятность: капли смолы попали на тюк, что повергло его в ужас, ведь за испорченную ткань могли наказать. И он решил ничего не говорить о случившемся. Принесённую им ткань начали окрашивать. Но, вынимая полотно из чана с краской, работники увидели, что на ткани выступил необычный по красоте узор — звёздочки, словно рассыпанные рукой искусного художника.

Все удивились и начали думать, что произошло что-то божественное: может быть, вечер принёс на ткань эти звёзды, или небо, решив одарить людей, бросило их на землю. Очевидно, с тех пор люди считают, что ткани, окрашенные таким образом, обладают священной силой и являются оберегами.

Batique

C французского языка слово "батик" переводится как "набивной". В России, как нигде, известны набивные ситцы — ткани недорогие и очень востребованные. Но настоящий батик — это ткань, на которую рисунок нанесён вручную.

Родина батика — индонезийский остров Ява. Именно это райское, с точки зрения туриста, место на земле представило миру около 10 000 разнообразных рисунков в стиле батик. Музей "Батик" в Джокьякарте на Яве — одно из известных туристических мест острова, хотя и оцениваемый с некоторой долей иронии. Здесь можно увидеть процесс изготовления батика, узнать, что традиционная цветовая гамма, к примеру, центральной Явы — тёмно-коричневая с синим и вкраплениями белого цвета, а также купить батик и стать обладателем своеобразного оберега.

Дело в том, что разнообразные индонезийские орнаменты всегда имеют благожелательное для человека значение. Например, перья птиц и храмы — олицетворение божественной защиты, белые холмы — это горы, как центр Вселенной, растительные мотивы — символ плодородия и процветания.

Интересно, что индонезийский батик даже вошёл и в Книгу рекордов Гиннеса: 300 человек трудились над батиком длиной 446,6 м, который обернули вокруг здания Gedung Sate в Бандунге.

Так что слово "батик" всё-таки пришло из Индонезии и имеет оригинальное значение: ba — хлопчатобумажная ткань, tik — точка, капля. При этом ambatik — рисовать, покрывая каплями. Исследователи батика говорят о том, что это искусство зародилось в XIII-XIV веках, а своего рассвета достигло в XVII веке, когда был изобретён инструмент для нанесения узоров горячим расплавленным воском "чан-тинг". Инструмент представляет собой ёмкость с одним или несколькими носиками. Она делалась из меди и имела деревянную или бамбуковую ручку. Чан-тинг позволяет наносить традиционный узор из тонких линий и мелких точек.

Тем не менее, батик, как метод окрашивания тканей, применялся с древности во многих странах Африки, Индокитае, Шри-Ланке, Перу, Японии, Армении, Азербайджане и др. Методы были разными и использовались для окрашивания разных видов тканей.

В основе классической техники окрашивания — принцип резервирования: отдельные участки ткани покрываются специальным составом, не пропускающим краску, выбор которого зависит от способа окрашивания — горячего, с которого и началась история батика; холодного (контурная техника); узелкового, признаваемого самым древним методом украшения одежды, так как он существовал на востоке ещё до VII века. Неокрашенные участки ткани и формируют задуманный узор.

Полёт фантазии



Сегодня по технологии батика окрашиваются хлопок, вискозу, лён, шёлк, шерсть и даже ткани из синтетических и смесовых волокон. Художники по батику интерпретируют классические методы изготовления батика и создают свои варианты, а также работают с применением смешанных техник. Один из эффектов называется "кракле", при котором на ткань наносится большое количество воска, затем застывший воск мнётся для получения сетки трещинок, в которые будет затекать краска.

В разных странах ткань, окрашенная в технике батик, может декорироваться бисером, жемчугом, мелкими ракушками. А в Индонезии ткань прошивается, создавая дополнительный рисунок.

Декоративные возможности батика безграничны, поэтому открывают простор для творчества в росписи ткани для одежды, штор, скатертей, покрывал, парео, бандан, изготовления красочных панно.

Батик в России

Технология батика стала популярной и в Европе, но намного позднее — в XX веке. Увлечение батиком в нашей стране началось в 1920-е годы в крупных городах. Однако в их список попал и небольшой город Иваново, известный своими текстильными предприятиями. Примером для русских художников была Европа, поэтому знания основ и традиций изготовления батика в принципе никто не знал, тему просто интерпретировали. Тем не менее, именно в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания, то есть основу метода холодного батика.

Во времена НЭПа в артелях начали производить товар, который всегда был очень популярен в России — платки и шали. Учитывали художники и тенденции моды: восточные мотивы и асимметрию удавалось сделать необычно оригинальными и яркими. Это были купоны для платьев, ткань для абажуров, галстуков, шарфов, косынок. Случались и более масштабные заказы, например, на изготовления театрального занавеса.

Но не капризы моды, а видение правительством правильного образа советской женщины назвало вещи, сделанные в стиле батик, мещанскими. При этом на службе идеям социализма батик всё-таки оставался: серпы, молоты, звёзды украшали флаги, вымпелы, занавесы для выступления агитбригад. А потом началась и открытая поддержка правительства: выходили учебные пособия по батику, шла организация новых артелей, ставших впоследствии фабриками. В товариществах художников готовили кадры — мастеров, которых называют "батицисты".

В 1950-е годы наконец-то обратили внимание на внешний вид советской женщины — подруги, жены, матери, сестры, и решили, что каждая из них достойна красивого платка.

Чтобы воплотить эту мысль в жизнь, шла серьёзная работа: при НИИХП была организована мастерская, в обеих столицах заработали галантерейные фабрики, где работали известные художники, воспитывавшие учеников.

Первые композиции росписи демонстрируют геометрические и растительные орнаменты, украшавшие платки. А вот панно имели идейное содержание и становились предметом оформления мест, где советский человек проводил свободное время.

Сегодня батиком уже никого не удивишь. Он является искусством, модой, увлечением и, конечно же, бизнесом.
Ольга Сокиркина
25.07.2013
Ссылки по теме: одежда, мода, история, дизайн, батик, аксессуары
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль