Женский журнал Суперстиль
є220 // 23 но€бр€ 2016 г.
–Њ–Э–Щ–Ѓ –Ф–Я–°–У–≠–™ –С –ђ–Щ–Э–Ъ–Х. —П–Х–Ы–Х–Ш–Ь–Э–Х –Э–Р–Я–Ѓ–У–Э–С–Ѓ–Ь–•–Х
¬торое, если честно, Ч мое любимое. ѕотому что мало кто понимает, что такое эта социализаци€, откуда растет, как нарабатываетс€ и про€вл€етс€. Ќо при этом во всех живет тверда€ вбита€ кем-то уверенность в том, что приобретаетс€ этот навык только в коллективе детского сада или школы, и что без такого опыта не выжить в нашем суровом мире.

√де ребенок по-насто€щему учитс€ общатьс€?  ак он учитс€ вести себ€ в обществе? ќткуда берет и закрепл€ет правильные модели поведени€? ѕохоже, ведь именно это и €вл€етс€ социализацией в ее истинном значении? ћногочисленные исследовани€ на эту тему (результаты которых обнародованы и доступны всем, кто интересуетс€) говор€т, что все это нарабатываетс€ вовсе не в большом коллективе одногодков, слабо регулируемых одним-двум€ взрослыми. ¬ разновозрастной группе (в идеале Ч в большой семье или клане) копирование навыков общени€ и поведени€ от старших происходит на пор€док быстрее и лучше, нежели от ровесников.  роме того, закрепление полученных навыков происходит не только на практике в личном опыте, но еще и через обучение младших членов коллектива этим самым навыкам.  онечно, социализаци€ в разновозрастной группе не означает, что ребенку не нужно общение со сверстниками. ѕросто общение это может протекать в других формах: во Ђвнеклассныхї коллективах, с друзь€ми, с которыми объедин€ет не сугубо территориальна€ принадлежность школы и класса, а общие цели и интересы. ј ребенок на —ќ, как показывает практика, имеет раза в 3-4 больше свободного времени на такое общение (ему ведь не нужно тратить врем€ в школе, ожида€, пока опрос€т весь класс, или слушать объ€снение пон€того, когда не пон€ли другие).

—ама€ больша€ трудность в социализации таких детей Ч пожалуй, то, что друзь€, ход€щие в школу, слишком часто бывают зан€ты: посещение зан€тий в одной половине дн€ и делание уроков в другой, плюс кружки и секции часто не оставл€ют времени на Ђпростыеї прогулки и общение Ч то есть не имеющие какого-то глубокого смысла или пользы, но принос€щие насто€щую радость и зовущиес€ Ђдетствомї. ѕоэтому приходитс€ выстраивать Ђграфикї не только дл€ бесчисленного количество разных кружков, но и дл€ друзей, учащихс€ в школе в разные смены.

Ќо теори€ теорией, а когда весь мир говорит тебе, что твой ребенок не научитс€ общатьс€, если не будет ходить в сад и школу, а ты противопоставл€ешь этому только внутреннюю убежденность и различные исследовани€, некоторый страх все-таки зарождаетс€: а вдруг и правда? ¬друг € своими руками сделаю из дочери нелюдимую буку и буду потом кусать локти?

Ќо уже по результатам полного отсутстви€ детсада и первых двух классов, успешно пройденных дома, могу сказать: опасени€ напрасны.

» уверенность в правильности своего мнени€ дл€ мен€ подтверждаетс€ опытом не только моего ребенка, но и еще детей друзей, тоже выбравших путь —ќ.

» мо€ дочь, и двое этих деток Ч интроверты (это важно). Ќо при этом никто из них не подходит под классические Ђстрашилкиї об интровертах: любой из них может подойти к незнакомому ребенку, скажем, на площадке или меропри€тии, если к тому возникает симпати€ и он интересен, и познакомитьс€ первым. Ћюбой из троих может подойти и ко взрослому, если нужно что-то узнать (к продавцам, работникам сервиса, родител€м друзей). » разговаривает со взрослыми на равных. ќп€ть же важное по€снение: Ђна равныхї не значит грубо. Ёто об€зательно вежливо, но без признаков страха, подобострасти€ или безоговорочной веры в то, что любой взрослый всегда априори прав. ј если по€вл€етс€ разница мнений, то эти дети могут доказывать свою точку зрени€ даже взрослому, а потом, когда нужно, прислушатьс€, а когда нужно, и не согласитьс€ с оппонентом. я специально отметила, что эти трое детей Ч интроверты, то есть не из таких, кто от природы очень легко общаетс€ и заводит знакомства, Ч эти навыки у них именно приобретенные.

ѕри этом € не хочу сказать, что дети, учащиес€ в школе, не способны к такому общению! Ќо примеры, которые у мен€ перед глазами, подтверждают, что и без школы такими навыками можно овладеть, вопреки распространенному мнению про Ђсоциализациюї.

Ђ ороночкойї противников ухода из общеприн€той системы часто бывает мнение Ђт€жело в ученье Ч легко в боюї. “о есть они как бы согласны, что в детских коллективах иногда царит закон джунглей, развиваетс€ стадное чувство или тренируетс€ умение дратьс€ и боротьс€ с окружающим миром (именно это они зовут Ђсоциализациейї, что учител€ часто подавл€ют личность ученика, призыва€ к покорности и отсутствию собственного мнени€. Ќо ничего, пусть боретс€, пусть ему будет сложно. «ато потом будет легче! ј то выйдет в жизнь, не умеющий дратьс€ (в разных смыслах слова Ч физически, психологически, эмоционально), и сдуетс€ при первой же встрече с тем, кто захочет его Ђобломитьї. “аким оппонентам очень трудно поверить в то, что насто€щие сила и уверенность в себе вырастают из любви, а не из навыка посто€нно защищатьс€ и быть готовым к борьбе и сражени€м в любую минуту. » только совет дл€ еще лучшей закалки отдавать сразу детей в детдом (вот уж где хорошо разовьетс€ умение отстаивать свои позиции и уметь выживать!) немного их отрезвл€ет.

ѕон€тно, что путь семейного образовани€ подходит не всем. » что он не €вл€етс€ панацеей. ј также не отрицает пользу и нужность существовани€ обычной школы (к счастью, сейчас все больше школ, в которых к дет€м относ€тс€, как к личност€м, их люб€т, уважают и учат не только сухим знани€м, но и жизни Ч и в том числе Ђсоциализацииї).

Ќо также верно и то, что пресловута€ Ђсоциализаци€ї, которую €кобы дает только школа, Ч это миф.

ј делать выбор Ч особенно такой важный, как выбор пути образовани€ и роста личности своего ребенка, Ч нужно, опира€сь не на мифы, а на реальность (пусть даже зна€, что дл€ каждого она разна€).

јнна ћарт
23.11.2016
—сылки по теме: школа, семь€ и брак, обучение
јрхив
“емы
јвторы
©2005-2021 —уперстиль