†енский журнал ‘уперстиль
№220 // 23 ноября 2016 г.
Пока друзья в школе. Семейное образование
Второе, если честно, — мое любимое. Потому что мало кто понимает, что такое эта социализация, откуда растет, как нарабатывается и проявляется. Но при этом во всех живет твердая вбитая кем-то уверенность в том, что приобретается этот навык только в коллективе детского сада или школы, и что без такого опыта не выжить в нашем суровом мире.

Где ребенок по-настоящему учится общаться? Как он учится вести себя в обществе? Откуда берет и закрепляет правильные модели поведения? Похоже, ведь именно это и является социализацией в ее истинном значении? Многочисленные исследования на эту тему (результаты которых обнародованы и доступны всем, кто интересуется) говорят, что все это нарабатывается вовсе не в большом коллективе одногодков, слабо регулируемых одним-двумя взрослыми. В разновозрастной группе (в идеале — в большой семье или клане) копирование навыков общения и поведения от старших происходит на порядок быстрее и лучше, нежели от ровесников. Кроме того, закрепление полученных навыков происходит не только на практике в личном опыте, но еще и через обучение младших членов коллектива этим самым навыкам. Конечно, социализация в разновозрастной группе не означает, что ребенку не нужно общение со сверстниками. Просто общение это может протекать в других формах: во «внеклассных» коллективах, с друзьями, с которыми объединяет не сугубо территориальная принадлежность школы и класса, а общие цели и интересы. А ребенок на СО, как показывает практика, имеет раза в 3-4 больше свободного времени на такое общение (ему ведь не нужно тратить время в школе, ожидая, пока опросят весь класс, или слушать объяснение понятого, когда не поняли другие).

Самая большая трудность в социализации таких детей — пожалуй, то, что друзья, ходящие в школу, слишком часто бывают заняты: посещение занятий в одной половине дня и делание уроков в другой, плюс кружки и секции часто не оставляют времени на «простые» прогулки и общение — то есть не имеющие какого-то глубокого смысла или пользы, но приносящие настоящую радость и зовущиеся «детством». Поэтому приходится выстраивать «график» не только для бесчисленного количество разных кружков, но и для друзей, учащихся в школе в разные смены.

Но теория теорией, а когда весь мир говорит тебе, что твой ребенок не научится общаться, если не будет ходить в сад и школу, а ты противопоставляешь этому только внутреннюю убежденность и различные исследования, некоторый страх все-таки зарождается: а вдруг и правда? Вдруг я своими руками сделаю из дочери нелюдимую буку и буду потом кусать локти?

Но уже по результатам полного отсутствия детсада и первых двух классов, успешно пройденных дома, могу сказать: опасения напрасны.

И уверенность в правильности своего мнения для меня подтверждается опытом не только моего ребенка, но и еще детей друзей, тоже выбравших путь СО.

И моя дочь, и двое этих деток — интроверты (это важно). Но при этом никто из них не подходит под классические «страшилки» об интровертах: любой из них может подойти к незнакомому ребенку, скажем, на площадке или мероприятии, если к тому возникает симпатия и он интересен, и познакомиться первым. Любой из троих может подойти и ко взрослому, если нужно что-то узнать (к продавцам, работникам сервиса, родителям друзей). И разговаривает со взрослыми на равных. Опять же важное пояснение: «на равных» не значит грубо. Это обязательно вежливо, но без признаков страха, подобострастия или безоговорочной веры в то, что любой взрослый всегда априори прав. А если появляется разница мнений, то эти дети могут доказывать свою точку зрения даже взрослому, а потом, когда нужно, прислушаться, а когда нужно, и не согласиться с оппонентом. Я специально отметила, что эти трое детей — интроверты, то есть не из таких, кто от природы очень легко общается и заводит знакомства, — эти навыки у них именно приобретенные.

При этом я не хочу сказать, что дети, учащиеся в школе, не способны к такому общению! Но примеры, которые у меня перед глазами, подтверждают, что и без школы такими навыками можно овладеть, вопреки распространенному мнению про «социализацию».

«Короночкой» противников ухода из общепринятой системы часто бывает мнение «тяжело в ученье — легко в бою». То есть они как бы согласны, что в детских коллективах иногда царит закон джунглей, развивается стадное чувство или тренируется умение драться и бороться с окружающим миром (именно это они зовут «социализацией», что учителя часто подавляют личность ученика, призывая к покорности и отсутствию собственного мнения. Но ничего, пусть борется, пусть ему будет сложно. Зато потом будет легче! А то выйдет в жизнь, не умеющий драться (в разных смыслах слова — физически, психологически, эмоционально), и сдуется при первой же встрече с тем, кто захочет его «обломить». Таким оппонентам очень трудно поверить в то, что настоящие сила и уверенность в себе вырастают из любви, а не из навыка постоянно защищаться и быть готовым к борьбе и сражениям в любую минуту. И только совет для еще лучшей закалки отдавать сразу детей в детдом (вот уж где хорошо разовьется умение отстаивать свои позиции и уметь выживать!) немного их отрезвляет.

Понятно, что путь семейного образования подходит не всем. И что он не является панацеей. А также не отрицает пользу и нужность существования обычной школы (к счастью, сейчас все больше школ, в которых к детям относятся, как к личностям, их любят, уважают и учат не только сухим знаниям, но и жизни — и в том числе «социализации»).

Но также верно и то, что пресловутая «социализация», которую якобы дает только школа, — это миф.

А делать выбор — особенно такой важный, как выбор пути образования и роста личности своего ребенка, — нужно, опираясь не на мифы, а на реальность (пусть даже зная, что для каждого она разная).

Анна Март
23.11.2016
Ссылки по теме: школа, семья и брак, обучение
Архив
Темы
Авторы
©2005-2017 Суперстиль