†енский журнал ‘уперстиль
№222 // 23 ноября 2010 г.
Гении и мурмолки. Снять шляпу перед… шляпой
Хмурое утро, дождь, ветер… Осенью мы вспоминаем о шляпе намного чаще, чем в другое время года. К тому же в ноябре сразу два повода отметить Праздник шляпы… 23 ноября отмечают день покровителя английских шляпников - Святого Клемента I, римского епископа, которого считают первооткрывателем фетра. А 27 ноября во Франции отмечают день Святой Катерины, которую считают покровительницей модисток.

В словаре Владимира Ивановича Даля написано: "Шляпа" - головная покрышка из твёрдого припаса; кожаная, бумажная, валяная, поярковая, соломенная и пр." Старая английская пословица говорит: "Если вы хотите преуспеть - наденьте шляпу". Повесить шляпу на стену в доме в английском означает "быть хозяином", "расположиться надолго". Шляпа действительно изначально была символом власти и могущества.

Например, в Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Два конца плата свисали по бокам. Фараоны считали свою голову точной копией земного шара, и их головные уборы имели такой же наклон назад, под которым располагалась по представлению древних земная ось. У подданных никаких шляп в то время не было, только парики из овечьей шерсти и растительного волокна.

В Древней Греции к шляпам относились более спокойно. Чаще всего и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой. Мужчины надевали шляпы - петасос, убор с тульей и с полями, подвешенный на ремне или ленте во время путешествий, защищая голову от ветра, пыли и дождя. Когда защиты не требовалось, петасос отбрасывали на спину. Посланец богов Гермес на скульптурах нередко изображался именно в низкой круглой фетровой шляпе с полями.

В Древнем Риме головные уборы - фригийские колпаки носили римские рабы, которым не разрешалось ходить с непокрытой головой.

В Средние века и мужчины, и женщины носили плащи с капюшонами. Люди победнее обходились накидками. Головные уборы были предметом роскоши, украшением, подчёркивающим достаток его обладателя.

В эти времена шляпы начинают отделывать мехом, украшать перьями, драгоценностями, лентами. Появляются гении - высокие конусообразные уборы, которые по сведениям историков придумала и в моду ввела Изабелла Баварская в 1395 году. Позднее гении стали носить масоны.

Постепенно головные уборы становятся всё более изощрёнными. В XI-ХIII веках многие шляпы уже напоминают не просто конусы, а башни, пирамиды и дворцы. Всё это стоит огромных денег. Так, один монах-августинец в XV веке пишет: "Женщине для украшения головы ста злотых едва ли хватит".

Гранды – представители высшего испанского дворянства, пользовались привилегией не снимать шляпы в присутствии короля. А банкротов в Средние века заставляли надевать зелёные и жёлтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом позоре.

Возрождение ввело моду на чепчики, фески, береты. С Востока пришло увлечение тюрбанами, в Европе их стали носить и мужчины, и женщины.

В Испании во второй половине XVI века появились жёсткие длинные шляпы цилиндрической формы, которые теперь называют прадедушкой цилиндра.

В XVII веке во Франции стали носить мягкие фетровые шляпы с широкими полями, с пером или лисьим хвостом наверху.

На поле боя поля мешали всадникам, и их начали подкалывать сначала с правой стороны, потом и с левой, и спереди. Так что шляпа с полями превратилась в треуголку.

Пика своего расцвета шляпная мода во Франции достигла во времена Правления Наполеона.

Трудно поверить, но в Швеции XVIII веке существовали две политические фракции – "шляпы" и "шапки". "Шляпы" поддерживали политику Франции, а "Шапки" - России.

Первые переселенцы, отбывающие в Америку, женщины и мужчины, заказывали шляпникам шляпы с широкими полями. Позднее в Америке закрепилась так называемая ковбойская шляпа, которую в США называют шляпой Статсона, в честь шляпного мастера Статсона, который в 1870-х годах первым сумел организовать фабричное производство шляп для ковбоев. Эти шляпы носят и мужчины и женщины. Ковбойскую шляпу пропагандировал личным примером известный парижский модельер Пьер Бальмэн.

На Руси носили двойные и тройные головные уборы. Во время монголо-татарского ига многие знатные русские переняли у кочевников привычку брить голову накануне больших праздников. И носили на бритой голове постоянно тафью, или скуфью - расшитую шапочку. А выходя из дома, поверх шапочки надевали колпак, а на него ещё нередко и горлатную шапку. По этим горлатным шапкам и узнавали родовитых бояр. Как и испанские гранды, родовитые бояре не "ломали" шапку перед царём.

Носили на Руси и мурмолки - шапки с меховыми отворотами. Мурмолку с пером можно увидеть на изображениях сказочного Ивана-царевича.

В конце XVIII века Павел I издал указ, запрещающий носить круглые иностранные шляпы, опасаясь "экспорта революции". Разрешалось носить только треуголки и круглые шапки. И как это водилось за Павлом I, нарушителей приказано было бить по голове.

В XIX веке в России женщины носили головные уборы с рогами, кички или кибалки, которые по тогдашним поверьям защищали женщин от нечистой силы. На Руси вообще долгое время женщинам нельзя было появляться на улице простоволосым, чтобы домовой не утащил. Была такая поговорка: "Солнце плачет, когда баба волосом светит".

В Европе же, первоначально в Англии, тем временем появился цилиндр – "высокая шляпа для джентльменов, имеющих высокие цели". Цилиндр стал в XIX веке самой популярной шляпой.

Об изобретении цилиндра рассказывают, что в январе 1797 года лондонский торговец шляпами Джон Гетерингтон гулял по набережной, надев на голову громадную трубу, сделанную из шёлка и отличавшуюся странным блеском. Женщины при виде этого странного предмета лишались чувств, дети крича¬ли, а один молодой человек был сбит в давке с ног и сломал руку! Действие трубы на прохожих было настолько ужасно, что возмутителя спокойствия оштрафовали на 500 фунтов стерлингов! Однако Гетерингтон заявил, что "считает себя вправе показывать лондонским покупателям но¬вейшее свое изобретение", писали тогдашние газеты.

В 1835 году вместо громоздкого цилиндра парижанином Гибусом был придуман "шапокляк" - складной цилиндр на проволочном каркасе. Эта шляпа легко уплощалась до блина и пряталась под мышку и вплоть до 1914 года оставалась дополнением к фраку.

На рубеже XIX и XX веков появилось канотье – соломенная шляпа с жёсткой плоской круглой тульей и ровными полями, ставшая неотъемлемой частью романтического образа женщины.

В начале XX века выходить на улицу без шляпы было неприлично… Человека без шляпы воспринимали как неадекватную личность. Но Первая мировая война пошатнула власть шляп над человечеством, а Вторая мировая война и вовсе губительно подействовала на распространение шляп. В 1942 году в Англии, когда из-за войны шляпы перестали поступать в страну, их разрешали продавать только лысым покупателям.

В 50-е годы прошлого века интерес к шляпам вроде бы возобновился, начался "массовый пошив головных уборов". Но в 60-е годы парики и башни из волос снова начали теснить шляпы. Однако, несмотря на трудные времена для шляп, многие дамы их просто обожают и тратят на их покупку немалые деньги.

Софи Лорен однажды призналась: "Я питаю слабость к шляпам. Сколько их было у меня! Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны, любая доставляет удовольствие. По-моему, женщину в шляпке забыть нельзя". Кстати, психологи согласны с Софи Лорен и утверждают, что по статистике 8 мужчин из 10 обращают больше внимания на девушку в шляпке, чем без неё.

Шляпа в современном мире призвана не только защищать от холода, дождя, ветра, но и подчёркивать индивидуальность, быть к лицу. Современные шляпы бывают самых разных форм, расцветок, их украшают цветами, фруктами, лентами, мехом и даже перьями. Самые шикарные шляпы можно увидеть сегодня на светских раутах и свадьбах знаменитостей.



Шляпы ещё и символ таинственности, волшебства. Трудно представить без шляпы волшебника, мага, колдунью, звездочёта…

В знак уважения перед историей шляпы и перед тем, сколько она дарит романтизма и удовольствия даже в наш прагматический век, только и осталось, что снять шляпу перед её величеством Шляпой…

Наталия Антонова
23.11.2010
Ссылки по теме: шляпа
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль