†енский журнал ‘уперстиль
№90 // 23 мая 2016 г.
Из старых шин. Садовое народное творчество
У первых российских автомобилистов проблемы с избавлением от старых покрышек почти не было – за ними встраивалась очередь из друзей и родственников, которые рвались сделать из покрышек с залысинами клумбы или мягкие заборчики над откосом вдоль крутого поворота на дачной дороге. Этот заборчик делался не для красоты – а для собственной безопасности, делался смекалистыми и рукастыми русскими людьми, которые хорошо знали, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих – и ровно по этой поговорке спасали себя сами. Подстилая в месте, где можно упасть (и где стабильно вылетали в кювет не вписавшиеся в поворот) пусть не соломку – так хотя бы заборчик из шин. Потому что ждать пока ограждение поставят дорожные службы – слишком долго и дорого.

Снобы сейчас манерно плещут руками, аки лебеди крыльями, и удивляются, почему этот заборчик нельзя было сделать из другого, не такого вульгарного материала.

Потому что тогда, когда делали этот заборчик, другого материала столь же дешевого и удобного не было. А если и был, то его, скорее всего, украли бы. Мне приходилось видеть, как воровали даже эти покрышки из таких заграждений. Обычно этим занимались рыбаки. Потому что еще одна важная задача старых покрышек – оборудовать спуск к воде в водоемах с илистым дном. Сколько мостков над прудами и речками держится на этих покрышках до сих пор! Иногда покрышку утаскивали подростки – уж очень хороша выходила из нее тарзанка над речкой.

Обустраивать детские площадки из покрышек на даче и делать из них садовые скульптуры различной художественной ценности стали позже – когда все клумбы, мягкие ограждения и опоры мостков были готовы, появились новые доступные материалы, заборы перестали воровать, а старые покрышки всё прибывали.

Вот тогда-то народное творчество развернулось в полную силу. В моду, кроме клумб и заборчиков из шин, вошли гадкие лебеди из разрезанных в трех местах покрышек, от которых спасся редкий двор. Впрочем, садовые лебеди, на мой взгляд, ужасны всегда, из какого бы они ни были сделаны материала.

Почему-то у других птиц и зверей из шин больше шансов оказаться симпатичными. Наверное, больше простора для фантазии. Страшненькие среди них встречаются нередко, но все же попадаются и оригинальные, и даже красивые, в стиле произведений корейского скульптора Йонг Хо Джи (YongHoJi). Интересно, проезжая из года в год по одним и тем же проселочным дорогам, встречать все более и более сложные скульптуры из шин. Кто-то как посадил аиста у пруда, так с тех пор ничего не поменял, а у других каждый год новая экспозиция перед домом. Вкус авторов на цвета и формы не всегда совпадает с моим – но он ведь сажает это перед своей дверью, а не перед моей.

Зато инвентарь детской площадки из покрышек получается прекрасный – с одной оговоркой – здесь не годятся шины с шипами. Жирафы, лошадки, машинки, лесенки, черепашки и лабиринты из шин кажутся некоторым взрослым снобам страшными в своей аляповатости и поражающими в своей вульгарности. Но об их художественной ценности – позже.

Игрушка должна радовать, звать в игру и будить воображение. Кубики, тряпичная кукла и качалка с условной конской головой создают для ребенка целый прекрасный воображаемый мир, ничуть не хуже того, что создает брендовый конструктор, Барби и лошадка-качалка с натуральным конским хвостом от ведущих английских производителей. При этом не все педагоги и психологи считают, что второй набор лучше первого. Некоторые из них утверждают, что в игрушке должна быть недосказанность, незаконченность, чтобы ребенок сам старался усовершенствовать игрушку и развивал свое воображение.

И аляповатые детские игрушки из шин прекрасно отвечают этим требованиям. А еще их не жалко расписывать маркерами, бить камнями и царапать палками – они к этому устойчивы.

Поэтому лабиринт из врытых покрышек, на котором дети играют в «выше ноги от земли», в автобус, в космический корабль и еще в сотню других игр с их точки зрения гораздо интереснее обычной стандартной горки, которую взрослый сноб единственно желал бы видеть на детской площадке.

Часто возникают споры о художественной ценности произведений из старых покрышек. Дело в том, что как нельзя сравнивать Рублева с Ван Гогом, так нельзя сравнивать народное творчество с классической скульптурой. Для сравнения возьмите другое народное творчество, посмотрите на дымковскую, каргопольскую и городецкую народные игрушки. Их художественная ценность несомненна, а между тем, эти игрушки можно обвинить во всем том же, в чем обычно обвиняют и произведения народных умельцев из шин.

Женя Чикурова
23.05.2016
Ссылки по теме: творчество, дизайн, дача
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль