†енский журнал ‘уперстиль
№219 // 22 ноября 2016 г.
Анна Фрейд. Дочь знаменитого отца
Младшая из шестерых детей всемирно известного австрийского психоаналитика, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда — добилась не меньшего, если не сказать большего, чем ее отец, успеха.

Анна родилась 3 декабря 1895 года в Вене. Из всего семейства именно она была по-настоящему близка со своим отцом и сделала психологию областью своей профессиональной деятельности. Анна окончила хорошую частную школу, но, по ее собственным признаниям, главную роль в ее образовании сыграло общение с отцом и его окружением. По окончании школы Анна активно участвовала в редактировании трудов своего отца, а также работала учительницей в начальной школе. Именно там она впервые заинтересовалась детской психологией. Однако из-за болезни туберкулезом Анне пришлось оставить работу. В это непростое для нее время она делилась с отцом сюжетами своих сновидений, а тот анализировал их. Это так увлекло дочь, что она тоже решила посвятить себя психоанализу.

Удивительно дело: не получив высшего образования, эта женщина стала выдающимся признанным теоретиком и практиком в области психоанализа. Ей даже приписывали звание профессора. Посвятив научной деятельности и психоаналитической практике более 60 лет свой жизни, Анна Фрейд стояла у истоков такого важного направления в психологии, как детский психоанализ, а также стала одним из основателей так называемой эго-психологии. Последняя возникла в ответ на классические фрейдистские теории, полагая, что наше осознанное "Я" (эго) имеет гораздо большее значение и автономность (в частности, от влечений, о которых говорил Зигмунд Фрейд). Мировую славу Анне Фрейд принесла ее книга "Психология Я и защитные механизмы", впервые изданная в 1936 году и ставшая откровением на пути к решению сложных конфликтов психики.

В 1920-е годы Анна принимала участие в Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества и стала членом "Психоаналитического издательства", что являлось очередным признанием ее профессиональных достижений. Двумя годами позже она начала собственную психоаналитическую практику, разработав ряд уникальных лечебных методик.

В 1938 году после оккупации Австрии нацистами Анна вынуждена была эмигрировать вместе со своим отцом в Англию, где позднее основала Хемпстедский детский дом вместе с другим психоаналитиком, Дороти Берлингем, и Элен Росс. Это был приют для детишек, которых война разлучила с родителями и которые остались без дома.

В эти годы Анной были проведены исследования и по результатам написаны научные работы, описывающие последствия депривации (психического состояния, при котором человек лишен привычной с детства среды и не в состоянии удовлетворить свои витальные потребности). Были опубликованы ее работы "Война и дети", "Дети без семьи" и другие.

В 1945 году детский дом был закрыт, но Анна Фрейд, продолжая сотрудничать с Дороти Берлингем (с которой некоторые приписывают ей лесбийскую связь), основала Хемпстедскую клинику, а также курсы детской терапии. Это учреждение стало первым, где для лечения детей использовались методы психоанализа.

Весной 1982 года у Анны случился инсульт, а после него паралич. Она умерла 8 октября того же года, оставив после себя колоссальное наследие.

Стоит остановиться на основных моментах ее профессиональной деятельности, чтобы лучше понимать значение ее вклада в "науку о душе".

Начав работать с детьми, Анна Фрейд вскоре поняла, что существует существенная разница между ними и взрослыми пациентами. По этой причине ей пришлось пересмотреть свой изначальный подход, который был основан на базовых теориях отца (но он-то работал со взрослыми людьми). Одной из главных особенностей является то, что дети, в отличие от старших, еще не научились подавлять свои эмоции. Они говорят все начистоту. Следовательно, при работе с бессознательным методики, применяемые во взрослом психоанализе, на детях не работают.

Именно Анна поняла значение игрового поведения и первой стала использовать возможности игры при лечении маленьких пациентов, — что широко практикуется во всем мире и по сей день. Через игру у детей эффективнее происходит адаптация к реальным жизненным ситуациям, они охотнее рассказывают о своих переживаниях и чувствах и в целом более откровенны во время терапии.

Важно и то, что Анна начала привлекать к психоаналитическому процессу ближайшее окружение своих пациентов, осознавая значимость его роли. Речь, конечно же, в первую очередь о родителях. Они были хорошо информированы об используемых методиках и промежуточных результатах и, соответственно, могли и должны были частично пользоваться ими дома в повседневной жизни, чтобы усилить эффект от терапии.

Значение психоаналитической деятельности Анны Фрейд сложно переоценить. Она однозначно не осталась в тени отца и положила начало направлениям, без которых сложно теперь представить современную психологию и жизнь.

Анастасия Денисенкова
22.11.2016
Ссылки по теме: наука и техника, имена , жизнь и судьба
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль