†енский журнал ‘уперстиль
№198 // 21 октября 2016 г.
Новый закон отбора. Выживает слабейший
Милосердие — чисто человеческое качество. Природа его не знает. Она немилосердна к слабым: вся эволюция видов строится на выживании сильнейших и уничтожении слабейших. Но духовная эволюция не такова! Узколобый неандерталец превратился из обезьяны в человека не тогда, когда соорудил первую палку-копалку или промычал первое слово, а когда дотащил на себе в пещеру раненого диким зверем соплеменника и поделился куском добытого им мяса с бесполезным с точки зрения эволюции стариком, не способным охотиться…

Шиворот на выворот

В мире нет нации более милосердной к старикам и инвалидам, чем японцы. Они ещё школьниками проходят практику в домах престарелых. Если в семье нет одряхлевших родственников, японские родители берут немощного старика из ближайшего приюта, дабы преподать детям урок отзывчивости. Чтобы выработать чувство ответственности и научиться заботиться о слабых, юные японцы не за хомячками ухаживают, а за нуждающимися в помощи людьми!

Но и здесь случаются трагедии вроде июльской резни в доме престарелых, устроенной бывшим его сотрудником, задумавшим избавить общество от бесполезных членов. А ведь до середины ХХ века японцы так и делали: когда пожилой человек уже совсем не мог работать, его уносили в горы, чтобы замёрз там и даром хлеб не ел, которого в семье и здоровым-то не хватало.

Но то, от чего ушли переставший голодать Восток, берёт на вооружение сытый Запад. Недавно на экраны вышел фильм "Жизнь после тебя" о молодом британском финансисте, которого парализовало после аварии. Убедившись, что руки-ноги не заработают и к развесёлой прошлой жизни возврата нет, он уговорил родителей — из милосердия! — помочь ему поставить точку в своем жалком существовании. И те, хотя и не сразу, но согласились, что лучше сыну умереть, чем быть жалкой тенью себя, прежнего.

Но разве мало примеров, когда парализованные люди вроде физика-теоретика Стивена Хокинга делали гениальные открытия или правили странами как президент Рузвельт? Разве не милосерднее помочь человеку с честью и до конца пройти через посланное судьбой испытание, обретя новую цель и смысл жизни?

Внуки тимуровцев

Помните, как в советские времена огороды одиноких старушек перекапывали по ночам скромные тимуровцы, чтобы к утру вся картошка была собрана в мешки и сложена у порога осчастливленной неизвестно кем бабушки. Тогда всё было просто и ясно: увидел пенсионера — уступи место в транспорте, обнаружил на перекрёстке слепую старушку — переведи через дорогу.

"Я вот недавно думала, — поделилась со мной своими мыслями подруга, — что у нас настолько строй странный и развитие общества совершенно непонятное, что молодёжь порой не знает, как вести себя в простых вещах. Казалось бы, сейчас взят курс на индивидуальность и развитие личности, отказались от колхозов, так ведь нет, им нужно, чтобы был флешмоб какой-нибудь, когда клич в социальных сетях кидают и куча народу принимается одновременно по всей стране старушек через дорогу переводить. То есть, чтобы доброе дело не просто так сделать, а в рамках какой-то акции. Это, конечно, полезно для окружающих, но почти ничего не даёт самой личности.

К примеру, создали где-то в соцсетях группу и объявили акцию — помогать тем, кто раздаёт у метро разные листовки. Среди них много пожилых, пытающихся хоть какую-то копеечку к пенсии подзаработать. Предложено было брать всю эту рекламную продукцию без разбора, чтобы людям не пришлось долго с ней стоять, особенно в непогоду.

Дело-то хорошее, но что мешало тебе без всякой акции брать эти бумажки и выбрасывать в урну за углом? Зато, если нет акции, в метро мало кто уступает место старикам при том, что места эти промаркированы соответствующим образом и из динамиков постоянно напоминают о необходимости это делать.

Иной раз посмотришь на всех этих старушек, которые куда-то едут в самый что ни на есть час пик, и думаешь: ну куда вас всех несёт в такое неудобное время? Ездили бы спокойно, пока все на работе и в вагонах свободных мест полно. Но ведь разные надобности у людей бывают! А уступать место дедушке с палочкой или в мобильник взглядом утыкаться, как бы не замечая его, тут всё зависит от личной культуры".

Деньги на откуп

Признаемся честно: мы не слишком любим слабых, старых и недужных. Ещё лет десять назад инвалидов на наших улицах (кроме профессиональных попрошаек) видно не было: сидели по домам как миленькие, потому что ни пандусов тебе у подъезда, ни грузовых лифтов, ни туалетов в общественных местах для колясочников в природе не существовало.

Сейчас к людям с ограниченными возможностями общество вроде бы повернулось лицом, но старые рефлексы у граждан остались. От вида чужой болезни и старости большинству проще всего откупиться деньгами: дать хоть сколько-нибудь, не глядя человеку в глаза, и оставить его позади, ускорив шаг и выкинув из головы. Но закон, известный ещё с библейских времён, гласит: не откупайтесь от лицезрения чужих проблем. Расспросите человека: что ему нужно? Деньги решают далеко не все вопросы, а порой даже ухудшают ситуацию. Дали человеку стольник, а он купил на него палёной водки за углом и отдал Богу душу! На чьей совести, как вы думаете, будет его смерть? Вот то-то и оно!

Дети и старики нередко просят у прохожих денег на проезд. А службы, занятые поиском пропавших людей, умоляют: не давайте! Сначала расспросите, куда нужно человеку и, если он затрудняется в ответе, отведите его в ближайшее отделение полиции. Вы не представляете, сколько страдающих деменцией (слабоумием) стариков теряются подобным образом, забыв, где живут. Пожертвованные вами деньги не помогут им найти дорогу к дому: человек так и будет колесить по округе, а то и уедет незнамо куда, пока родственники ищут его.

А сколько детей сбегают из дома! Вы же не хотите быть спонсорами их скитаний? Не давайте денег на одежду голому и на еду голодному — просто оденьте и накормите их. Отнесите ненужную одежду в церковь или какой-то другой пункт сбора: этим вы уже поможете нуждающимся.

А как насчёт перечисления денег по смс больным раком детям, к которому нас призывают по телевизору? Слушать такие истории без слёз невозможно: так что, если есть возможность и желание внести свою копеечку в лечение ребёнка, сделайте это. Традиции благотворительности из серии "С миру по нитке — нищему рубаха" всегда были сильны в нашем народе с его общинным духом. А всё-таки расчувствоваться вместе со всей страной, глядя на экран, легче, чем заметить в своём окружении человека, у которого, возможно, вот точно так же болеет малыш, но чья история не раскручена телевизионщиками.

Милосердие может проявляться по-разному. Жила-была женщина, бухгалтер по образованию, и вроде бы всё у неё в жизни неплохо складывалось, но только стала она болеть телом, потому что исстрадалась душой. Ей не давала покоя мысль, что некрещёные детки не попадают в рай. И в конце концов она ушла с хорошо оплачиваемой работы в санитарки, чтобы крестить умирающих младенцев в отделении патологии новорождённых одной из столичных больниц. Муж и дети отнеслись к этому её поступку с пониманием, а духовник благословил на служение ближнему. Даже персонал отделения, который поначалу косо смотрел на странную санитарку, со временем проникся значимостью её миссии и стал звать каждый раз, когда поступал безнадёжный ребёночек. Некоторые из этих безнадёжных деток после крещения чудесным образом шли на поправку. Родители потом ругались: у нас не спросила, не тем именем назвала. А имя-то оказалось счастливое, раз младенец с ним выжил!

Обратный эффект

Родители рожают детей, чтобы было кому в старости стакан воды подать, а подаёт его им потом в лучшем случае сиделка, а в худшем — санитарка в доме престарелых. Ну, или социальный работник, навещающий ветерана труда. Спрашивается — почему вокруг так много одиноких стариков и куда деваются их родные и близкие?

Они избегают контактов с пожилыми или больными родственниками под разными предлогами, но в глобальном смысле причина их исчезновения из поля зрения тех, кто сейчас так нуждается в помощи, одна. Вы не поверите, но звучит она так: вера в справедливость жизни. Посудите сами: кто-то умирает во сне или на ходу, выйдя за хлебом в булочную. Лёгкая такая смерть, внезапная, не доставляющая родственникам особого беспокойства. А кого-то разбивает инсульт или сковывает по рукам и ногам жесточайший артроз. Или же человек шейку бедра ломает, и выходит из строя как минимум на полгода.

Срок нетрудоспособности, утверждают психологи, очень важен, чтобы спрогнозировать реакцию окружающих. Если родственника или знакомого, например, сбила машина, то сначала близкие будут жалеть его, регулярно навещать в больнице, носить передачи. Но весь этот ажиотаж продлится пару недель, от силы — месяц. Если выздоровление затягивается, и больной по-прежнему нуждается в уходе, а тем более если он становится глубоким инвалидом, общественное мнение в корне меняется. Пострадавшего уже больше не жалеют — его обвиняют в произошедшем: сам виноват, попёрся на красный свет и попал под колеса, а мы теперь должны ухаживать за ним! Даже если свет был зелёным, это уже не важно.

Повод к случившемуся ищут и в поступках из прошлого, вспоминая всё плохое, что человек когда-либо совершил, чтобы заявить: наезд (или падение, инсульт, обострение артрита) был для него расплатой за содеянное. Жил слишком легко и весело, поэтому умирает так трудно и долго! Подобные мысли приходят в голову не только бессердечным эгоистам, но и людям добрейшей души, потому что и тем, и другим трудно примириться с фактом, что жизнь несправедлива в принципе.

Разве вы не знаете примеров, когда плохие люди получают от неё подарки, а хорошие стонут под ударами судьбы? Травма или инсульт — это не наказание за грехи прошлого, а случайное событие, в котором нет никакой вины пострадавшего. И было бы очень некрасиво оставить его в такой ситуации один на один с болезнью, когда он так рассчитывает на помощь близких.
Ирина Ковалева
21.10.2016
Ссылки по теме: традиции, психология, культура, жизнь и судьба, дети, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль