†енский журнал ‘уперстиль
№219 // 21 ноября 2013 г.
Гипатия Александрийская. Философия и женщины
Сегодня отмечается Всемирный день философии. Когда мы начинаем говорить об этой науке, то на ум сразу же приходят всем известные философы: Сократ, Платон, Аристотель и Диоген. Более образованные даже Зенона могут вспомнить, который утверждал, что все движение — это не больше чем иллюзия, а на самом деле все стоит на месте и никуда не движется.

Но, если спросить, что называется, "среднего человека" о том, кого он знает из женщин философов, то в воздухе может повиснуть неловкая пауза. На первый взгляд, создается впечатление, что женщин, которые оставили свой след в мировой философии, нет. Что эта наука вообще является прерогативой представителей сильного пола.

Однако это далеко не так. Представительницы прекрасного пола тоже с древних времен занимались философией, а некоторые из них оставили в ней свой заметный след. И сегодня можно кратко рассказать о наиболее известных женщинах-философах.

Самый яркий пример женщины в философии — это Гипатия Александрийская, дочь ученого Теона Александрийского. Образование она получила под руководством отца, а в 400 году Гипатию пригласили читать лекции в Александрийскую школу, где она заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Она преподавала философию Платона и Аристотеля; математику, занималась вычислением астрономических таблиц.

В настоящее время считается, что именно Гипатия изобрела, а быть может, усовершенствовала некоторые научные инструменты. Среди них прибор для получения дистиллированной воды, который называется дистиллятор, плоская подвижная карта неба и астролябия, которая заменила всем известный астролабон философа Птолемея. Также есть версия, что многие работы, приписываемые перу Гипатии, написаны не самостоятельно, а в сотрудничестве с отцом — Теоном Александрийским.

"Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки, — писал о Гипатии истории Сократ Схоластик. — Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали ее и дивились ей".

Однако финал жизни первой женщины-философа был весьма и весьма печален. Дело в том, что Гипатия не только принимала участие в александрийской городской политике, но и занималась делами политическими. Например, она имела огромное влияние на главу города, префекта Ореста. Но у нее были постоянные ссоры и распри с епископом Кириллом, впоследствии канонизированным Православной церковью. В итоге из-за всех этих ссор в городе возникла настоящая смута между сторонниками и противниками Гипатии. Противников было значительно больше, плюс ко всему христианская община обвиняла женщину-философа во многих грехах. И в 415 году большая несколько египетских христиан, фанатичных сторонников епископа Кирилла, напали на Гипатию и зверски убили ее.

После нее на протяжении многих веков в истории философии не было женщин, которые оказывали большое влияние на развитие этой науки. Но все изменилось в начале XX века.

Наиболее ярким представителем женской философии стала Симона де Бовуар — идеолог феминизма. Она была абсолютно непохожей на своих современниц — вольной и свободной. С середины XX века ее философскими идеями увлекалась вся Европа, а в Америке образованная публика раскупила более миллиона экземпляров ее фундаментального сочинения под названием "Второй пол". В нем Симона писала о том, как на протяжении тысячелетий женщина становилась "добычей и имуществом" мужчины и что этому пора положить конец. И теперь феминизм довольно популярен практически во всех европейских странах.

Также нельзя не упомянуть о Ханне Арндт. Некоторые считают ее чуть ли не равной двум ее знаменитым соотечественникам — Гегелю и Канту. Главная мысль философии Арендт, что сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление "показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности".

Особое внимание Арендт уделяла понятию свободы. Она утверждала, что свобода в сфере политики выступает как "сопротивление" в контексте воздействия. А сам потенциал свободы инспирирует "начинание нового", реализующееся в особом срезе человеческой жизнедеятельности — "активности".

"В отличие от "труда", обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма и не требующего для своего осуществления Другого, и "производства", воспроизводящего неорганическое тело цивилизации и реализующего связь между людьми лишь в контексте, заданном технологической программой, "активность" направлена на других людей. Именно осуществляя её, человек выступает не как "рабочее животное" или "человек производящий", а как творческий субъект "начинания нового", — писала Ханна в одной из своих монографий.

Надо сказать, что последовательниц у нее довольно много. И этому есть объяснение. Ведь Арендт утверждала, что главная опасность для современной мировой цивилизации исходит не извне, а от самой цивилизации и ее "варварства".

Помимо вышеперечисленных представительниц прекрасного пола, в мировой философии есть еще Елена Рерих и Сара Кофман, Симона Вейль и Роза Люксембург, Айн Рэнд и Джудит Батлер, Сейла Бенхабиб и Барбара Кассен. Так что глубоким заблуждением является мнение о том, что женщин-философов практически не было. Они были, есть и будут.
Георгий Трушин
21.11.2013
Ссылки по теме: феминизм , история
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль