†енский журнал ‘уперстиль
№8 // 20 января 2016 г.
Алла Тарасова. Загадочная королева сцены
Родилась Алла Тарасова 6 февраля 1898 года в Киеве в семье доктора военного госпиталя и потомственной дворянки.

В период посещения женской гимназии ученицей Аллочка была старательной. Но уже тогда её со страшной силой привлекал театр. Вместе с она подругами придумывала пьесы, а затем они их ставили. Занавесом в этой игре служил большой плед. А когда в Киев на гастроли приехал Московский Художественный театр, то Алла, посмотрев выступления труппы, потом проигрывала в лицах весь спектакль – насколько сильны были её впечатления.

А. Тарасова признавалась позже: «В юности я с огромным увлечением посещала городской Соловцовский театр, где видела спектакли с участием Веры Комиссаржевской, Степана Кузнецова и многих других талантливых актеров… Я очень любила театр. … Какое это было счастье! Чуть ли не из последних рядов кресел, из-за чьей-то спины смотреть и переживать вместе с героями…».

Надо ли говорить, что Алла мечтала стать артисткой. В 1914 году годы она перебралась в Москву и поступила в Школу драматического искусства при МХТ, которая затем была преобразована во 2-ю студию МХТ. И уже в 18-летнем возрасте А. Тарасова была включена К.С. Станиславским в труппу театра и играла с мастером на одной сцене.

Её дебютом стала роль Финочки в пьесе Зинаиды Гиппиус «Зелёное кольцо».

И хотя выбор неопытной и угловатой девушки на центральную роль театральные деятели тех лет считали неудачным, Тарасова сумела доказать обратное. Критики были повержены и признали бесспорный дар и яркую индивидуальность, а зрители навсегда полюбили актрису.

Интересно, что Аллу Константиновну изначально считали непривлекательной.

Но как из гадкого утёнка вырос прекрасный лебедь, так и из необаятельной, неловкой и худой барышни с широкими плечами и крупными ногами и руками получилась красавица и вдобавок талантливая актриса.

Несмотря на стартовый актерский успех, до начала 1930-х годов Алла Тарасова не была премьершей, а вводилась на роли в уже существующие спектакли. Да и потом её называли «Аллочка-выручалочка» за то, что она всегда была готова выступить дублёром и заменить других исполнительниц.

Перелом произошёл в 1933 году, когда она исполнила Негину в пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники». А затем событием государственного масштаба стала Анна Каренина, воплощённая на сцене А. Тарасовой. Те, кто видел постановку, уверены, что именной такой написал свою героиню Лев Толстой, и называли работу актрисы выдающейся. Зрители буквально ломились в театр, простаивая за билетами сутки напролёт.

Сама Алла Константиновна считала, что своими успехами в первую очередь обязана К.С. Станиславскому и его «системе». Вторым её учителем был В.П. Немирович-Данченко.

Определённого амплуа у А. Тарасовой не было, и она никогда не тянула творческое одеяло на себя. Не понимая чего-то в современных пьесах, она всё равно серьёзно подходила к роли и прилаживалась к образу, а когда играла спектакль, то в зале звучали овации. Однако Алла Константиновна не бралась за те роли, которые считала неподходящими для себя, или если видела, что кто-то играет лучше. Она радовалась чужим успехам и чужому мастерству. Это свидетельствует о большом мужестве актрисы и непредвзятости восприятия.

В её репертуаре были такие жемчужины как Маша («Три сестры»), Юлия Тугина («Последняя жертва»), Дездемона («Отелло»), Раневская («Вишневый сад»), Аркадина («Чайка»), Маша («Дядя Ваня»), Мария Стюарт в одноименной постановке. Партнёры говорили, что от Стюарт-Тарасовой в них били молнии – так вдохновенно она играла.

Среди бесспорных достоинств А. Тарасовой – мелодичный и насыщенный эмоциями голос, артистизм, постоянная готовность к работе, мобилизованность, умение слушать и принимать критику, вживание в режиссерский замысел и умение воплотить его максимально точно.

Её обожали зрители и необычайно ценили коллеги. Вот как об Алле Константиновне отзывался её многолетний партнер и друг, знаменитый артист Павел Массальский: «Алла Тарасова, по моему скромному мнению, – великая, а может быть, и величайшая актриса ХХ века. Только не школы Станиславского (хотя она гордилась тем, что была его ученицей). Истоки её искусства нужно искать в гораздо более древней театральной традиции – древнегреческой и средневековой, когда Театр был Театром и еще не старался стать Правдоподобным и Жизнеподобным, изображая "реалии жизни"… Тарасова… играла не роль, а самую суть роли. Она была Актрисой, которая провозглашала со сцены или с экрана Вечные Истины и Вечные Ценности, а не изображала сиюминутные жизненные проблемы или характерные особенности отдельного персонажа. Её Вселенная – это мир античных и шекспировских трагедий, мир ярких страстей, сильных личностей, великих потрясений и глубочайших переживаний. Её Тема в искусстве – это Любовь, счастливая или трагическая, но всегда безоглядная, безграничная, самоотверженная и самозабвенная….»

Из воспоминаний тех, кто работал вместе с А.К. Тарасовой.

«Внешние данные – камея. Вы знаете, это лицо грандиозной красоты, именно классической красоты, и, конечно, тарасовский темперамент» (народная артистка России Кира Головко).

«У неё была удивительно красивая манера переживания, без гримас, и слёзы текли красиво» (народная артистка СССР Ангелина Степанова).

«Чудные серые глаза с переливами, улыбка, доброта – вот загадка её обаяния» (народный артист СССР Михаил Жаров).

«Неповторимый облик, повадки – её надо было видеть…» (народный артист СССР Марк Прудкин).

«Красивая, с открытым лицом, такое ощущение, что только умытая… Светлый, открытый, распахнутый взгляд и ощущение внутренней чистоты и одухотворенности… Она даже в возрасте не была старухой, а была прекрасной женщиной…» (народная артистка России Ирина Мирошниченко).

В 1937 году Тарасова получила звание «Народная артистка СССР». У Аллы Константиновны было пять Сталинских премий, немало орденов и медалей. А в 1973 году ей было присвоено звание «Герой Социалистического Труда».

Как только не величали современники Тарасову! «Наследница Ермоловой», «Королева сцены», «живая легенда», «символ театра». Она покоряла и пленяла публику. Говорили, что актриса даже раскланивалась по-особенному. К сожалению, театральные работы Аллы Константиновны были записаны поздновато, когда киноплёнка уже предательски выдавала её возраст и «декоративность» постановок.

По теперешним меркам в кино А.К. Тарасова сыграла немного. Но зато её Катерина в «Грозе» (1934 г.), Екатерина в «Петре Первом» (1937-38 гг.) и Кручинина в «Без вины виноватые» (1945 г.) до сих пор считаются эталонами и не перестают восхищать даже искушённых зрителей. А один из критиков точно подметил: «То, что делает Тарасова, по природе своей кинематографично. Она умеет быть выразительной без слов и до слов…»

Алла Константиновна обладала чувством юмора, у неё был приятный смех, и она хотела сыграть в комедии. Но в театре этой мечте сбыться не удалось. Зато в кино её комедийный дар все же частично реализовался – как весела и зажигательна она в роли Екатерины Первой в фильме «Пётр Первый»! Её Екатерина близка и понятна зрителю, она покоряет силой и стойкостью женской натуры и показывает трансформацию личности от девушки из низов, попавшей в плен, до сподвижницы царя и государыни.

В жизни же Тарасова была цельным и прямым человеком, со своим моральным кодексом, которому следовала. Внешне сдержанная, доброжелательная, с милой улыбкой, но не терпящая панибратства и богемности, она не подпускала людей слишком близко к себе. Возможно, поэтому её считали загадочной. А ей и вправду было что скрывать – политические катаклизмы раскидали по разные стороны баррикад её братьев и сестер, и такие факты биографии в советское время могли навредить.

У Аллы Тарасовой было три мужа. Первый – морской офицер Александр Петрович Кузьмин, в браке с которым у неё в 1920 году родился сын Алексей Кузьмин-Тарасов. Вторым стал знаменитый актер И.М. Москвин. А третьим – генерал-майор авиации А.С. Пронин. Однажды Алла Константиновнараскрыла секрет своей неувядающей молодости и энергичности актрисе Ирине Мирошниченко: «Я всегда любила и всегда была любима».

В Московском Художественном театре (МХАТе) Алла Константиновна беззаветно прослужила более 50 лет и была хранительницей его традиций.

Много времени А.К. Тарасова отдавала преподавательской деятельности в Школе-студии МХАТ и была чутким педагогом, умеющим потрясающе объяснять и показывать. Вот как она описывает передачу роли Анны Карениной в 1963 году: «Работая с молодой артисткой над ролью Анны Карениной, я отнюдь не навязывала ей трактовки образа и была далека от мысли о каком-либо повторении «своей» Анны… Мне хотелось, чтобы исполнительница по-своему увидела и своими средствами раскрыла созданный гением Толстого трагический образ русской женщины».

Очередной работой А. Тарасовой в театре должна была стать роль Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского. Однако во время репетиций дала о себе знать неизлечимая болезнь, и актриса оставила обожаемый театр. Её не стало 5 апреля 1973 года.

В день её смерти должен был состояться прогон постановки, в которой она так и не смогла принять участия. Режиссер В. Шиловский спросил актера Массальского: «Павел Владимирович, вы были другом Аллы Константиновны. Как поступить?» И тот ответил: «Ничего не отменять. Когда у Аллы умерла мать, она играла спектакль». Так была почтена память одной из первых актрис своего времени и настоящей «звезды» МХАТа.

Мария Морозова
20.01.2016
Ссылки по теме: талант, искусство, жизнь и судьба
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль