†енский журнал ‘уперстиль
№110 // 19 июня 2015 г.
Запретные удовольствия. Необходимое нарушение правил
С детства многие из нас привыкли слышать: "Зачем тебе эта газировка, там же эссенция! Возьми лучше чай или сок", "Абба? Ф-ф-фу, хуже неё только евро-диско какое-нибудь", "Ты вот сериалы смотришь, а хоть один фильм Антониони видел?". Многие из таких советчиков — прекрасные, адекватные люди, во вкусе которых не сомневаешься ни секунды. И всё же...

"Мне иногда с похмелья прям хочется какую-нибудь, знаешь, гадость съесть. Вот этот, чебурек, или эту, сосиску в тесте. А ещё вот этот, беляш! Такой жирный, промасленный весь. Вот прям хочется, не знаю, почему так!?", — говорит один из героев фильма "О чём говорят мужчины".

И впрямь: сколько бы ни было на свете вкусных и вместе с тем полезных вещей (список составьте сами), а душа время от времени требует то колы, то пиццы, то ещё чего-то такого, что вроде бы никак не вписывается в устоявшуюся "картинку".

То же самое и с музыкой. "Придя домой, прямо после Бетховена поставит сейчас же “Гоп со смыком” и долго будет, наслаждаясь, причмокивать, прищёлкивать и подпевать: “Гоп со смыком, это буду я!”" — гневно писал в 1930-е годы некто Александр Зорич. Да, песок — неважная замена овсу, и неразборчивость вкусов зачастую не красит, но часто бывает так, что переполнилась душа мощными бетховенскими аккордами и судьбой, стучащейся в двери — и для разрядки нужно что-то попроще, ни на что не претендующее и ни к чему не зовущее. А именно такой и была популярная в те же тридцатые годы песенка о грабителях. Да и впоследствии приблатнённые песенки стали своего рода "убежищем" от всепроникающего официоза — вспомним, с чего начинал Владимир Высоцкий.

К слову, если уж мы о музыке — знаете ли вы, что "Запретные удовольствия" есть название альбома, на котором Барбра Стрейзанд, уже сделавшая себе имя на "серьёзной" эстраде, исполняет песни, написанные братьями Джибб, они же "Би Джиз"? О качестве их песен в те годы можно спорить довольно долго, но критики назвали эту работу Барбары одной из лучших в её и без того немаленьком каталоге.

Таким же "запретным удовольствием" в наше время стали и сериалы. Да, современных сценаристов есть за что ругать, особенно если они замахиваются на исторический материал, который знают весьма приблизительно. И всё же на десяток-другой повествований о несчастных красавицах и честных ментах нет-нет да и приходится вполне вменяемая киноистория вроде "Ликвидации", которую смотрят даже женщины (проверено на маме). А сериал по роману Достоевского "Идиот" породил волну спроса в библиотеках и книжных магазинах, причём не среди старшего поколения, которое наверняка эту книгу хоть раз, да читало, а среди молодёжи, которая, по словам всё тех же старших, "уткнулось в свой Интернет". Видимо, не до конца уткнулось...

"Я презираю пьяниц, понимаю пьющих и с подозрением отношусь к непьющим", — вроде бы говорил некогда буревестник русской революции. Наше время добавило к этой фразе уточнение — если не пьёт, значит или что похлеще употребляет, или подлец.

Конечно, это не обязательно так, но сходное подозрение вызывают и фразы типа "такой-то всегда считал себя человеком с безупречным вкусом". Ибо как не безупречен отдельно взятый человек, так не может быть безупречен и его вкус: глубочайший знаток американской музыки "из русского" предпочитает непонятно чем зацепившую его группу "Центр", любитель сёмги на аэрогриле захаживает в KFC, а тончайшие Есенин и Блок любили цыганские песни, которые с поэтической точки зрения отнюдь не шедевры. Ибо, как пелось в одной хорошей песне, "в каждом заборе должна быть дырка", и для каждого правила — исключение, которое, как водится, его подтверждает.
Сергей Князев
19.06.2015
Ссылки по теме: психология, культура, искусство, жизнь и судьба, досуг, время, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль