†енский журнал ‘уперстиль
№30 // 19 февраля 2016 г.
Мирра Альфасса. Духовный лидер ашрама
21 февраля 2016 года мы отмечаем 138 лет со дня рождения Мирры Альфассы — духовного сподвижника Шри Ауробиндо и основательницы города Ауровиля.

Мирра Альфасса, больше известная как Мать, не вписывалась в представления о том, как должен выглядеть духовный лидер. Лёгкая улыбка, помада на губах и экстравагантное японское кимоно. Что тут скажешь, даже проповедуя интегральную йогу, она оставалась француженкой. Нашей ментальности, конечно, сложно принять такой образ.

Мирра занималась не только духовными практиками, медитациями и расшифровками текстов Шри Ауробиндо, но и была удивительно деятельным человеком. Именно она основала и начала строительство Ауровиля — города Рассвета, а ведь это требует огромного труда.

Только представьте, нужно было договориться с индийскими властями, чтобы разрешили строительство посреди джунглей, потом необходимо было договориться с властями других стран, чтобы они одобрили проект и, наконец, само строительство. Где взять людей, что и как строить? Кто станет первыми поселенцами? Все эти вопросы она взяла на себя.

Вообще Ауровиль — это международный город, в котором люди из разных стран живут в мире и гармонии выше религиозных, политических и национальных различий. Поэтому 28 февраля 1968 года в день основания под эгидой ЮНЕСКО сюда съехались делегации из 124 стран со своей землёй, чтобы заложить в Ауровиль частицу своей страны.

Знаете, есть прекрасная история о Мирре Альфасса и Советском Союзе. Когда Мать направила советскому правительству манифест об Ауровиле, наша партийная номенклатура сначала с большим воодушевлением читала строки о росте человека, труде и строительстве общества, где нет частной собственности, но когда речь зашла "О Божественном", то впечатление сразу испортилось, и Матери прислали отказ. Мирра, разумеется, была выше гордыни и вновь отправила манифест с просьбой прислать делегацию, но заменила формулировку "Бог" и "Божественное" на "высшие цели и прочее", что не резало коммунистический слух. Удивительно, но когда Мать спросили: почему она это делает, она ответила: "Без русских Ауровиля не получится".

Она считала, что мы обладаем необыкновенной чувствительностью к энергиям, и ещё в нас есть такое важное чувство как братство. В итоге, в 1968 году партия прислала делегацию в лице нескольких пионеров с пилотками и в шортиках, которые под барабанную дробь передали Ауровилю горсть советской земли.

Мать писала: "Где-то на Земле должно быть место, о котором ни одна нация не вправе будет сказать: “Оно принадлежит мне”, где всякий человек доброй воли, обладающий искренним стремлением, сможет жить свободно, как гражданин мира, и подчиняться лишь одной власти — высшей Истине; место мира, согласия, гармонии, где все воинственные человеческие инстинкты будут служить только для борьбы с причинами страданий и несчастий, ради победы над человеческими слабостями и невежеством, над ограничениями и косностью; место, где потребности духа и забота о прогрессе возобладают над потворством желаниям и страстям, над жаждой удовольствий и материальных радостей".



Матери иногда ставили в укор, что она довольно плотно общалась с хиппи. А кто бы ещё из европейцев в здравом уме в конце 1960-х поехал в джунгли строить город Рассвета?! Действительно, хиппи были её паствой и составляли внушительную рабочую силу. Мать говорила так: "Шесть дней работай, а седьмой день посвяти Богу. Но если не можешь посвятить Богу, тогда уж лучше работай". Она считала, что важно соблюдать баланс и не превращать медитации в праздность и возможность не заниматься физическим трудом.

Мирра родилась в 1878 году в Париже. Её отец был турецким евреем и банкиром по профессии, а мать происходила из знатной египетской еврейской семьи. Старший брат Маттео Матье всегда был для неё близким человеком и соратником. Кстати, впоследствии он занимал несколько важных французских государственных постов в Африке. Ещё в детстве у неё проявилась склонность к рисованию, поэтому в 16 лет она поступила в парижскую Национальную высшую школу изящных искусств, а позже выставляла свои работы в "Парижском салоне". В 19 лет Мирра вышла замуж за художника Анри Мориссе, ученика Гюстава Моро. А 23 августа 1898 года у неё родился сын Андрэ. Семья жила в Париже в творческой мастерской на улице Лемерсье, и Мирра стала частью парижских творческих кругов — дружила с Огюстом Роденом и Клодом Моне.

Мать вспоминала, что между 19-ю и 20-ю годами она достигла постоянного сознательного контакта с Божественным Присутствием без какой-либо помощи учителей или книг. А вскоре после этого открыла для себя раджа-йогу Вивекананды, которая помогла ей ускорить духовное развитие. В 1906 году Мирра и её брат Маттео организовали группу духовных искателей "Новая Идея", которая собиралась в доме Мирры по средам вечером.

В 1908 году в возрасте 30 лет Мирра развелась со своим мужем Анри Мориссе. Позже она организовала новую группу, в которой состояли примерно 20 человек, под названием "Космический". Целью было достижение самоосознания и самомастерства. Многие её тогдашние идеи созвучны с постулатами Шри Ауробиндо, хотя в то время они ещё не знали друг друга. 5 мая 1911 года Мирра вышла замуж за политика Поля Антуана Ришара, который отправившись в путешествие в Индию (в попытке выдвинуться во Французский Сенат от Пондичерри) познакомился с Шри Ауробиндой. По возвращении домой Ришар рассказал Мирре о новом знакомом, и между ними завязалась переписка. После четырёх лет общения в марте 1914 года Поль и Мирра Ришар отправились в Индию в Пондичерри...

При встрече со Шри Ауробиндо Мирра сразу узнала в нём духовного наставника, который направлял её духовное развитие с самого детства. В дневнике она сделала запись: "Не имеет никакого значения, что сотни живых существ погружены сейчас в тёмное невежество. Тот, кого мы видели вчера, находится на Земле; одного его присутствия достаточно, чтобы утверждать, что настанет тот день, когда темнота будет преобразована в свет, а царство Божье будет в самом деле установлено на Земле".

Поль и Мирра пробыли в Индии около года, но из-за начавшейся Первой Мировой Войны были вынуждены возвратиться в Париж. А годом позже она уехала в Японию, где прожила четыре года. Там Мирра познакомилась с Нобелевским лауреатом Рабиндранатом Тагором, с доктором Охавой (профессором Токийского университета) и его женой, а также с сыном Льва Толстого, который совершал кругосветное путешествие с целью "установления великого человеческого братства". В Японии Мирра переняла японский образ жизни и начала носить кимоно.

В 1920 году Мирра вернулась в Пондичерри, чтобы уже навсегда остаться рядом со Шри Ауробиндо. Поскольку их двоих изображают всегда вместе, многих интересует вопрос, были ли они парой. Парой они были исключительно духовной. Мать стала его правой рукой и занималась всеми духовными и материальными вопросами Шри Ауробиндо. Под её руководством, длившимся почти пятьдесят лет, ашрам вырос в большое, многостороннее духовное сообщество. Она основала Международный Центр Образования имени Шри Ауробиндо, а позже — в 1968 году — интернациональный город Ауровиль.
Любовь Федосеева
19.02.2016
Ссылки по теме: культура, йога, история, имена , знаменитости, жизнь и судьба, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль