†енский журнал ‘уперстиль
№30 // 19 февраля 2016 г.
Елена Соловей. Элегантная пухлая бабушка
В советском кино она играла женщин не от мира сего — необыкновенно грациозных, изысканно нежных, очаровательно беззаботных и совершенно не приспособленных к жизни. Её героини не говорили, а щебетали, влюблялись, в кого не стоило бы, плыли по течению и витали в облаках. Балансируя на грани трагедии и фарса, она могла легко вывернуть роль наизнанку и поставить всё вверх дном — чтобы зрители могли испытать к её персонажу максимальную гамму чувств, от смеха и презрения до искреннего сочувствия. А могла всех обмануть и предстать в образе "волка в овечьей шкуре".

Наиболее органично Елена Соловей смотрелась в исторических драмах и экранизациях произведений Чехова, но даже когда она играла современниц, казалось, будто они с помощью волшебной машины времени являлись из дореволюционной России.

Эту удивительную актрису взрастил Борис Бабочкин, открыл миру кино Рустам Хамдамов, прославил Никита Михалков. Всего она снялась в шестидесяти фильмах, а в начале 1990-х навсегда покинула отчизну, найдя пристанище за океаном.

Елена Яковлевна Соловей родилась 24 февраля 1947 года в городке Нойштрелиц (Советская зона оккупации Германии, будущая ГДР). Родители — офицер-политрук и медсестра — прошли через всю войну и познакомились в освобождённом от нацистов Берлине. Через три года отца перевели на службу в Красноярск, а ещё через десять лет семья осела в Москве.

С ранних лет Леночка была активным ребёнком, ни секунды не сидела без дела, после уроков бежала заниматься в многочисленных кружках. Сама, без принуждения родителей, записалась в музыкальную школу и училась там с удовольствием. А когда увидела в журнале объявление о наборе в детскую драматическую студию при Театре Станиславского, решила попробовать себя и в актёрстве. И поняла, что это — её призвание.

С первого раза во ВГИК Лена не поступила и пошла работать школьной учительницей пения. На следующий год ей сопутствовала удача — её взял к себе на курс Борис Бабочкин, легендарный Чапаев. Среди других учеников Лена выделялась особой пластичностью и музыкальностью, а ещё педагоги сразу же распознали в ней типичную чеховскую героиню.

Во время учёбы Лена познакомилась с Рустамом Хамдамовым — обаятельным и харизматичным парнем с режиссёрского факультета. Плодом их студенческого романа стала короткометражка "В горах моё сердце" по мотивам рассказа У. Сарояна, в которой Соловей сыграла дочь булочника. Незамысловатая на первый взгляд ученическая картина получила самые лестные оценки в кинематографической среде, профессионалы отмечали уникальный киноязык Хамдамова и блистательную игру Соловей. Но ни в прокат, ни на телеэкраны фильм так и не вышел, а позже оригинальная плёнка вообще потерялась.

Перед широкой зрительской аудиторией Соловей впервые предстала в ленте "Король-олень" (1969), экранизации пьесы-сказки Карло Гоцци. Там у неё была небольшая роль Клариче, дочери премьер-министра, которую тот хотел выдать замуж за короля. Партнёрами Соловей были Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Олег Табаков — даже в те дни, когда она не была занята в съёмках, Соловей приходила на площадку и жадно наблюдала за игрой мастеров.

В ленте 1971 года "Драма из старинной жизни" по рассказу Н. Лескова Соловей получила главную роль. А ещё на съёмках она познакомилась с художником-декоратором Юрием Пугачом, который впоследствии стал её мужем. И вместе они до сих пор.

Бабочкин звал любимую ученицу в Малый театр, где её уже ждал Смоктуновский, недавно примкнувший к труппе Малого, — только Соловей он видел своей партнёршей в будущих постановках театра. Но Елена переехала на родину мужа — в Ленинград. Там она вошла в труппу Театра им. Ленсовета. Первого выхода на сцену ей пришлось ждать более десяти лет. Зато её кинематографическая карьера развивалась стремительно, при том, что сама актриса не прилагала к этому каких-либо титанических усилий — ей будто благоволили звёзды.

У фильма "Раба любви" (1975), который стал визитной карточкой Елены Соловей, и роль в котором она сама, как это часто бывает у актёров, считает отнюдь не лучшей, довольно любопытная, хоть и скандальная история создания. Вначале Рустам Хамдамов, отношения с которым у Соловей вновь стали чисто дружескими и деловыми, начал снимать картину "Нечаянные радости" о звезде немого кино Вере Холодной, и отвёл главную роль бывшей возлюбленной. Но в процессе съёмок возник творческий конфликт между режиссёром, сценаристами и "Мосфильмом". Производство картины остановили, а отснятый материал вскоре уничтожили. Через пару лет "Мосфильм" предложил откорректированный сценарий Никите Михалкову. Тот устроил пробы, и на главную женскую роль была утверждена опять-таки Елена Соловей, успевшая между двумя фильмами родить дочь.

Заказанную киностудией ленту о революционерах-подпольщиках Михалков превратил в синефильский гимн стилю ретро и — насколько позволяла господствовавшая тогда коммунистическая идеология — ностальгии по безвозвратно ушедшей эпохе ар-деко. Эпохе беспечной, трогательно наивной, дурашливо манерной, но сладостной и приятной, как послеобеденный сон в цветущем и благоухающем саду. Соловей сыграла рафинированную актрису, которая просто хочет любить и быть любимой, но чья участь предрешена бурными и жестокими событиями Гражданской войны. В финале её мчит в тартарары сорвавшийся с тормозов трамвай, за ней гонятся какие-то озверевшие вояки с винтовками, и редкий зритель мог сдержать слёзы.

Елена Яковлевна вспоминает, что работа с Михалковым давалась ей нелегко, порой они спорили до хрипоты, но ещё дважды режиссёр приглашал её в свои фильмы — более того, отказывался браться за съёмки, если по какой-либо причине худсовет отклонял кандидатуру Соловей.

И ждал, когда она разрешится от бремени и вместе с только-только родившимся сыном сможет приехать на съёмки "Неоконченной пьесы для механического пианино". Третий михалковский фильм с участием Соловей — "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", где актриса исполнила роль Ольги.

В 1970-1980-х Соловей была одной из самых востребованных актрис советского кино. "Дети Ванюшина", "Смешные люди", "Открытая книга", "Жена ушла", "Приключения принца Флоризеля", "Вам и не снилось", "Бешеные деньги", "Карантин", "Блондинка за углом", "Единожды солгав", "Артистка из Грибова", "Жизнь Клима Самгина" — фильмы с участием Соловей выходили один за другим, она не гнушалась и крохотными эпизодами, и всякий созданный ею персонаж получался ярким, запоминающимся, эмоционально насыщенным. К плеяде "героинь из прошлого" добавились "странные женщины" позднего СССР с богатым, но недоступным для окружающих внутренним миром. А за образ сестры Текле в литовском фильме "Факт" о преступлениях фашизма Соловей была удостоена премии "За лучшую женскую роль второго плана" Каннского кинофестиваля.

Наступили годы Перестройки. Страна требовала новых героев и героинь. Молодые режиссёры — из тех, кто не подался в рекламу или шоу-бизнес — принялись снимать нарочитую "чернуху" или, наоборот, трёхкопеечные комедии с обилием обнажённых женских тел. Многие актёры и режиссёры старой гвардии не смогли или не пожелали "перестроиться" и быстро растеряли былую популярность.

Кризис в отечественном кинематографе задел и Соловей. Единственная интересная её работа начала 1990-х — роль в драме Хамдамова "Анна Карамазофф", перекликавшаяся с его же "Нечаянными радостями", от которых остались лишь фрагменты, и на основе которых Михалков потом сделал "Рабу любви". Но вновь Хамдамову не повезло — большая серьёзная картина с солидным актёрским составом (помимо Соловей там снимались Жанна Моро, Эммануил Виторган, Пётр Мамонов, Светлана Немоляева, Юрий Соломин, Наталья Фатеева и многие другие артисты первой величины) так и не вышла в прокат.

Это были времена, полные надежд, но и полные лишений, хаоса и тревожной неопределённости. Соловей была знаменитой актрисой, её узнавали продавцы в магазинах, отпускали лучшие куски мяса с чёрного хода. Но когда она выходила с приобретёнными дефицитными продуктами на улицу и видела длиннющую очередь, в которых стояли мрачные, озлобленные люди, ей становилось стыдно и неуютно.

Родилась внучка, Елена Яковлевна моталась по всему Ленинграду, чтобы достать самые необходимые вещи для ухода за младенцем — свободно купить нельзя было ничего. Прямо на Дворцовой площади молодчики из черносотенного общества "Память" избили дочь её подруги. Соловей, сама наполовину еврейка и жена еврея, испугалась за будущее детей и внуков. К тому моменту родня Юрия Пугача, супруга Елены, уже перебралась в США. И Соловей решилась на эмиграцию.

В день, когда по всем телеканалам Советского Союза крутили "Лебединое озеро", перемежая его пресс-конференциями ГКЧП, Соловей с семьёй летела в самолёте. Билет был взят в один конец.

В Америке они обосновались в местечке Фэйрвью в штате Нью-Джерси. Соловей сразу отбросила мысль о покорении Голливуда и решила сосредоточиться на семье — обустраивала быт, варила борщи, помогала детям, воспитывала внуков. Пугач нашёл работу в ювелирной мастерской, переквалифицировался в резчика камней, а позже стал преподавать в Нью-Йоркском университете. Дети занялись научной деятельностью.

И сама Елена Яковлевна постепенно начала осваивать культурное пространство эмигрантской среды. Играла в труппе Аллы Кигель и театре Александра Журбина на Брайтон-бич. На русскоязычном радио читала классику. Как и муж, преподавала в университете. В начале нового века Соловей основала творческую студию "Этюд" для детей из русскоговорящих семей, и на сегодняшний день считает своей главной миссией — напоминать юным американским гражданам об их русских корнях, прививать им любовь к русской культуре.

В 2000 году вместе с Борисом Сичкиным Соловей снялась в телесериале "ПМЖ" о жизни выходцев из СССР в Соединённых Штатах. Американцы с удивлением обнаружили, что в их тихом провинциальном посёлке живёт бывшая советская кинозвезда, к тому же лауреат Каннского фестиваля. Газета "Нью-Йорк Таймс" напечатала о Елене Яковлевне статью, в которой назвала её "элегантно пухлой русской бабушкой".

А Голливуд сам пришёл к Соловей — правда, теперь ей предлагают лишь маленькие роли эмигранток из восточноевропейских стран. Она снялась в нашумевшем сериале "Клан Сопрано", боевике "Шпионские игры" с Робертом Рэдфордом и Брэдом Питтом, криминальном триллере "Хозяева ночи" с Марком Уолбергом и Хоакином Фениксом, драме "Роковая страсть" с Марион Котийяр.

Несколько раз Елена Соловей приезжала в новую Россию, но сторонилась обеих столиц, предпочитая останавливаться не в фешенебельных отелях, а в скромных загородных домах творчества — чтобы ей поменьше докучали журналисты, задающие однотипные вопросы. Нет, возвращаться она не собирается. Ностальгии не испытывает, потому что её дом — там, где хорошо её близким. В каком-либо российском фильме она готова сняться, только если режиссёр убедит её, что ему нужна именно Соловей и никто другой. Кино и театр — это прекрасно, но по-настоящему счастливой она чувствует себя, когда за праздничным столом собирается вся её большая семья.
Роман Широков
19.02.2016
Ссылки по теме: культура, кино и мультфильмы, история, имена , знаменитости, жизнь и судьба
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль