†енский журнал ‘уперстиль
№30 // 19 февраля 2016 г.
Анна Щетинина. Капитан дальнего плаванья
Самая правильная Рыба — это та, чья жизнь, так или иначе связана с водой. И разве удивительно, что самой первой женщиной — капитаном дальнего плаванья была Анна Ивановна Щетинина, рождённая под знаком Рыб? Об этой уникальной морской волчице мне хотелось бы рассказать.

Анна родилась 26 февраля 1908 года под самым боком у Тихого океана — на станции Океанская под Владивостоком. Родители её переехали сюда из Кемеровской области, отец успел поработать лесником, плотником, стрелочником, рабочим и служащим рыбных промыслов и даже комендантом дач НКВД. Возможно, его последнее место работы способствовало тому, что в эти непростые времена семью не трогали.

Время учения Анны было полно перемен: начинала она учиться в Садгороде, а заканчивала единую трудовую школу на станции Седанка. Среди прочих нововведений, тогда модным стало выращивать героев, и позволять женщинам работать, где им захочется, в том числе и в исконно мужских специальностях. Поэтому никого не удивило, что окончив восемь классов в 1925 году, девушка поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Одновременно с учёбой Анна работала санитаркой и уборщицей в зубоврачебном кабинете. Она не боялась ни крови, ни тяжёлой или грязной работы. Учеником, а по-старому, юнгой, она ходила (моряки не говорят "плавала") на судах "Симферополь" и "Брюханов", а на пароход "Первый краболов" пришла уже матросом.

В двадцать лет Анна вышла замуж за радиста Николая Филипповича Качимова. Фамилию оставила девичью и от дальнейшей учёбы и карьеры не отказалась. После окончания техникума работала в Камчатском пароходстве, ходила на шхуне "Охотск". В 24 года Анна Ивановна получила диплом штурмана и работала по специальности на пароходе "Каряк". В 26 лет стала старшим помощником капитана парохода "Орчон". Свою карьеру Анна Ивановна тогда считала неудачной — ведь капитану этого судна было всего 23 года, могла бы ведь и она…

И она стала капитаном в 27 лет в 1935 году. Первый дальний рейс Анны Ивановны — перегон купленного СССР у Германии грузового парохода "Хохенфельз" из Гамбурга в Петропавловск-Камчатский.

Не исключено, что этот рейс был выполнен под руководством Анны Ивановны по политическим мотивам, чтобы показать немцам, что у русских и женщины способны управлять тяжёлыми судами. Конечно же, впечатление Анна Ивановна произвела неизгладимое. Но это не отменяет того факта, что пароход был тщательнейшим образом ею осмотрен, принят по всем правилам и благополучно прибыл в порт назначения.

Судну дали новое название "Чавыча" и на нём Анна Ивановна Щетинина проходила капитаном три года. Зимой 1936 года "Чавыча" на 11 суток попала в ледовый плен — Анна Ивановна всё это время старалась не просто вывести пароход из льдов, но и постараться обойтись без повреждений судна. За эти тяжёлые северные рейсы Анна Ивановна получила свой первый орден — Трудового Красного Знамени.

1938 год, страшный год для России, на первый взгляд был благополучным для Анны Ивановны — её назначили начальником рыбного порта во Владивостоке, в этом же году она поступила и заочно училась в Ленинградском институте водного транспорта. Но гнетущий страх этого года не обошёл и её семью: мужа посадили, и она сама, как и миллионы советских людей тогда, ожидала ареста со дня на день. Но страшный год прошёл, Николая Филипповича отпустили на свободу и реабилитировали, однако с тех пор муж и жена работали далеко друг от друга.

В начале Великой отечественной войны Анна Ивановна получила направление в Балтийское пароходство. На судне "Саул" под её руководством эвакуировали людей, перевозили продовольствие и оружие. Осенью 1941 года Анна Ивановна была командирована на Дальний Восток, где перевозила воинские грузы через Тихий океан на пароходах "Карл Либкнехт" и "Родина", а в 1943 году приняла в США пароход "Жан Жорес", перевела его в СССР и выполняла военные задания на нём.

После войны Анна Ивановна окончила Ленинградский институт водного транспорта, была капитаном на суднах "Аскольд", "Белоостров", "Днестр", "Баскунчак", "Псков", "Менделеев" в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала преподавателем в Ленинградском высшем инженерном морском училище, через семь лет стала там деканом судоводительского факультета.

В 1960 году перешла во Владивостокское высшее инженерное морское училище, была доцентом кафедры "Морское дело". Анна Щетинина читала лекции по нескольким курсам, руководила дипломными работами, написала несколько учебных пособий и две книги "На морях и за морями" и "По разным морским дорогам". При этом несколько раз в год выходила в море на судах "Орша", "Орехов", "Охотск" в качестве капитана. После 17 лет работы в институте стала деканом.

Про Анну Ивановну Щетинину был снят фильм, который так и называется "Анна Ивановна". В её честь названы мыс побережья Амурского залива и одна из улиц Владивостока.
Женя Чикурова
19.02.2016
Ссылки по теме: работа и профессия, история, имена , знаменитости, животный мир
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль