†енский журнал ‘уперстиль
№214 // 15 ноября 2016 г.
Безумство шляпника
— Сними свою шляпу, — приказал Король Болванщику.

— Она не моя-с! — ответил Болванщик. — Я их ношу на продажу-с. А сам я их не ношу-с! Я шляпный мастер!

Глядя на приёмы у королевы английской, каждая уважаемая домохозяйка задавалась, наверное, вопросом: какие странные шляпки носит буржуазия? И правда, а почему в головных уборах заключено столько странностей? И даже человека малость заторможенного, немного не в себе, мы называем шляпой? Копнём классику.

Шляпник, или Болванщик, — персонаж из сказки Льюиса Керрола "Алиса в стране чудес". "Вон там живёт шляпных дел Мастер, а там Мартовский Заяц. Оба они не в себе". Тут же следует довольно логичное, со сказочной точки зрения, объяснение причин "болезни" Шляпника: "Мастер столько возился с болванками для шляп, что вконец оболванился. Теперь его зовут Болванщик".

Надо сказать, что эта версия прозвучала в мультике, созданном на студии КИЕВНАУЧФИЛЬМ в 1981 году. Сюжет тут, в отличие от книги, намного урезан, но почти во всех сценах реплики персонажей и диалоги являются цитатами из русского перевода Нины Демуровой. А вот в диснеевском мультике за 1951 год в переводе А. Михалёва, кот не стал вдаваться в подробности, а сразу поименовал шляпника Болванщиком и всё.

Однако факт, несмотря на расхождения в переводах, всё же должен иметь своё объяснение. Почему Шляпник не в себе? Оказывается, выражение "безумный, как шляпник" имеет под собой реальную историческую основу.

Итак, шляпы — котелки, цилиндры, ковбойские, федоры, флоппи, шапокляки, хомбурги и др. Они изначально делались из фетра, а давным-давно — из особенного, бобрового фетра, дорогого и редкого материала. Естественно, цена их была высока и доступны они были только богачам. Делались шляпы из бобрового фетра обязательно вручную.

Для того чтобы нужным образом обработать мех или фетр, раньше использовался ядовитый нитрат ртути. К сожалению, ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Токсичные пары проникают сквозь любые преграды. Шансов какими-либо путями избежать влияния яда и в наши-то дни практически нет. Что же говорить о стародавних временах? Соответственно, мастера, делавшие шляпы, страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями. Профессиональная опасная болезнь.

Как говорил Иван Васильевич Бунша, флиртуя с царицей: "Нам, царям, молоко за вредность давать надо!" А шляпникам и подавно!

К счастью для шляпников и их семей, в середине XIX века, в связи с практически полным истреблением бобров, чародеи головных уборов перешли на другие методы производства. Например, цилиндры и котелки теперь делались из очень мягкого шёлкового плюша, наклеивавшегося на жёсткую основу из нескольких слоёв марли.

Более дешёвые версии цилиндров, которые часто носили почтальоны, трубочисты и полицейские, вообще делались из войлока или клеёнки. Милое дело — никакой опасности для производителя!

Кстати, о трубочистах. Этот персонаж, с которым связано так много историй и примет, похоже, совсем исчез из современной жизни. Заодно с трубами, которые обязан был чистить. Вымерла профессия, ушли и её профессионалы.

Шляпники тоже стали частыми героями сказок. Но вряд ли стоит ожидать их скорейшего исчезновения. Шляпа — не печная труба, в ней будут нуждаться, наверное, всегда. Тем более, что головной убор — больше, чем шляпа. Он часто сообщает о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца.

А мастера женских шляп? Бесконечное море возможностей и востребованность с давних времён! Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Огромные сооружения, достигавшие метра в диаметре, сложные композиции из бантов, перьев и кружев. В них даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Их венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укреплённых на шляпе вазах с водой. А модели парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений?..

Так что шляпник вечен. Недавно, кстати, вышла вполне себе современная сказка двух норвежцев по фамилии Хагерюп, где все боятся Шляпника — невиданного чудовища, хотя это всего лишь очень закомплексованный и несчастный человек. Но отличный шляпник. Он немного не в себе, как и все шляпники. Потому что он чтит традиции!
Таня Махова
15.11.2016
Ссылки по теме: одежда, мода, история, время, аксессуары
Архив
Темы
Авторы
©2005-2018 Суперстиль