†енский журнал ‘уперстиль
№106 // 15 июня 2015 г.
Вперёд к матриархату. Гостевой брак
Сколько уже виртуальных копий сломано по поводу плюсов и минусов гостевого брака. Единственное, что дружным хором утверждают о таком браке все женские журналы и прочие психологи, - так это его относительно недавнее изобретение. То ли в богемной среде, то ли среди избалованных аристократов. Вспоминают Фриду Кало и Диего Риверу, или Тима Бертона и Хелену Бонем Картер, или, в крайнем случае, семейство Облонских – ну, тех самых, у которых в доме сначала все смешалось, а потом они в терапевтических целях практиковали гостевой брак в разных домах.

Авторы многочисленных статей представляют читателям гостевой брак как новую западную моду, сбивающую православных соотечественников с пути традиционных семейных ценностей. Но если мы копнем археологические залежи поглубже, то окажется, что нет ничего традиционнее этого новомодного финта.

Еще во времена первобытной дикости, в праобщинах древних людей, женщины и мужчины стали жить раздельно, поскольку круглосуточные гендерные тёрки мешали им спокойно заниматься своими делами: женщинам - собирательством, мужчинам - охотой. Слишком уж велик был соблазн забить на всю эту охоту и поваляться в охотку в шалаше. Поэтому шалаши стали мужскими и женскими, и пускать в них друг друга адамы и евы стали только по праздникам. Узнаете гостевой брак?

Но нет, это еще никакой не брак, а всего лишь неупорядоченные половые связи дикарей, первобытный гетеризм, так сказать. Брак появляется позже, после того как в каждом роду объявлена акойтия - запрет половых отношений между сородичами. Теперь уже хочешь не хочешь, а для удовлетворения основного инстинкта приходится идти в гости к соседнему роду. Так возникает дуально-родовой брак - брак между двумя родами, - первый брак в истории человечества. И носит он, как мы видим, выраженные черты гостевого.

Для отдельных мужчин и женщин узы дуально-родового брака крепкими не назовешь: поскольку это брак между целыми родами, индивидуальные партнеры меняют друг друга как перчатки. К тому же, секс сексом, а табачок - врозь. Да и в гостях хорошо, а дома - лучше. Домом для каждого остается свой род. А в роду тем временем воцаряется матриархат.

Женщина с помощью религиозных культов, мистических откровений и личного обаяния - что называется, не мытьем так катаньем упорядочивает мужские страсти и терпеливо строит космос мира из хаоса вражды.

Вообще, если и было когда-то равенство полов, то было оно, безусловно, во времена первобытного матриархата. И мужчина, и женщина при матриархате в равной степени участвуют в общественном производстве - каждый на своей ниве, так сказать, - а потому имеют равные права на получение общественного продукта: мужчины отдают женщинам часть своей добычи, а взамен получают фрукты и овощи. Но мужская охота - занятие хотя и серьезное, однако не стабильное, и зачастую род жив исключительно женским собирательством и подсечно-огневым земледелием.

Таким образом, и социально, и экономически мужчина и женщина равны, при этом женщина по умолчанию забирает детей на свое полное обеспечение, без каких-либо претензий к отцу детей. Которого, впрочем, в условиях группового брака не так-то уж и легко определить. Тем не менее, женщине при матриархате - респект и уважуха, со всеми вытекающими законами распределения и наследования собственности согласно материнскому праву, как о том написано в многостраничных трудах Бахофена, Моргана и Фридриха Энгельса.

Кстати, о собственности. До тех пор, пока собственность в роду целиком и полностью общая, брак остается групповым.

Но женщина - на то и женщина, чтобы варить борщ не в общем котле, а на собственной кухне. Так появляется личная собственность членов рода, а вместе с ней - и индивидуальный брак. Ведь только личное имущество можно подарить возлюбленной, тем самым застолбив её за собой, чтобы уж наверняка быть уверенным в вопросах отцовства. Но не только мужчины приносят дары возлюбленным. Дамы при матриархате для укрепления брачной связи делают то же самое. Тем не менее, даже обменявшись брачными кольцами, супруги из разных материнских родов все равно продолжают жить гостевым браком. Чему есть современное доказательство.

В китайской провинции Сычуань, в деревнях народности мосо и по сей день в силе матриархат. Во главе рода стоит женщина, и наследство в роду переходит по женской линии, от матери - к старшей дочери. Дочери с тринадцати лет живут в отдельных комнатах, во втором этаже дома, куда к ним под покровом темноты наведываются их "приходящие мужья" из соседних деревень. Днем девушки заняты своими делами, поэтому "приходящие мужья" уходят с рассветом восвояси.

В доме же остаются мужчины материнского рода. У них важный функционал: защитные ритуалы и помощь сестрам в воспитании детей. А собственных детей они оставляют в гостевых браках в соседних деревнях.

Это индивидуальные гостевые браки, и пары распадаются редко. Китайские "цзоухуны" ("гостевые браки") не сломила даже Культурная революция: несмотря на государственное принуждение к стандартному супружеству в коммунистическом Китае, мосо все равно оставались верны устоям матриархата и по завершении Культурной революции вернулись к своему привычному образу жизни.

Похожие островки гостевого матриархата сохранились и в Индии, и в Индонезии - как свидетельства исторического первенства материнского права.

Вот я и говорю: нет ничего традиционее "гостевого брака". И никакая это не западная мода, а древняя восточная мудрость.

А если уж такой вид семейных отношений набирает нынче популярность даже и в нашем патриархальном обществе, то что все это значит? - Правильно! Жизнь стремится вернуться к истокам, и матриархат не за горами!

Лариса Осипенко
15.06.2015
Ссылки по теме: семья и брак, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль