†енский журнал ‘уперстиль
№5 // 15 января 2014 г.
Безумный цилиндр. Символ настоящего вкуса


Примерно так писали газеты на следующий после 15 января 1797 года день, оповещая своих пока еще не осведомленных читателей о тревожных событиях предыдущего дня. А из-за чего, собственно, весь сыр-бор? А из-за шляпы!

Правду сказать, нервность и впечатлительность лондонцев хорошо известна по произведениям мировой литературы. Вот, пожалуйста, песенка из фильма «Трое в лодке, не считая собаки.»



Что происходит? Вы знаете, что за скопление?

Сами не видите - драка! Пожар! Ограбление!

Может быть, свадьба? Убийство! Второе пришествие!

Три героя и пес отправляются в путешествие!

Гип-гип-ура! Безумно город восхищен геройским подвигом своих сограждан.

При такой впечатлительности другой реакции на поступок их соотечественника Джона Этерингтона, известного шляпника и фантазера, быть и не могло.

А шляпник всего лишь вышел на улицу, напялив цилиндр – небывалую и невообразимую шляпу по тем временам.

Это же все-таки шляпа, а не живой Челентано, самозабвенно танцующий в центре Рима. Вот это был шок! В один прекрасный день после встречи с Папой Римским Адриано воспарил духом так, что забыл обо всем на свете и начал танцевать от восторга. Прямо посредине проспекта. Как и в случае с лондонским цилиндром, в городе остановилось движение, возникла ужасная пробка. Люди, правда, не падали в обморок от ужаса, а окружили своего кумира с приветственными криками, заполонив всю площадь. Давка возникла такая, что ее даже невозможно представить. Потом, правда, Челентано как «возмутителя спокойствия» проводили в полицейский участок.

Оба, и Этерингтон и Челентано, независимо от «времени и места» своих провокационных деяний поплатились очень большими штрафами.

Ну, а что цилиндр? Его сначала приняли в штыки и даже запретили, как недопустимый по отношению к добропорядочной публике. Дело в том, что его предшественницей с XV века была круглая шляпа с высокой тульей, признанная атрибутом английских пуритан. Какое-то время после она послужила символом борьбы за независимость североамериканских колоний Британской империи. И, наконец, на начальном этапе Великой французской революции цилиндры надели буржуа, представители третьего, непривилегированного сословия.

И вы хотите, чтобы шляпу с такой «сомнительной запятнанной биографией» полюбили верхи?

Фортуна, правда, быстро улыбнулась цилиндру, и он стал «фирменным» знаком Итона, престижнейшей лондонской школы. В Итоне, между прочим, учились принцы некоторых королевских семей. Шаг в высший свет был сделан, и цилиндр в качестве повседневного головного убора распространился на протяжении всего XIX века.

Вспомним Шляпника из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес. Его часто называют «Безумный Шляпник», ведь Чеширский кот предупреждает Алису о том, что тот безумен, подтверждением чему служит странное поведение Шляпника… Надо ли добавлять к этому, что Шляпник носит цилиндр!

Но мода ветрена и изменчива. В конце позапрошлого века цилиндры стали выходить из моды. В 1920—30-е гг цилиндр надевали исключительно в торжественных случаях. Правда, среди части крупной буржуазии и политиков Западной Европы цилиндры продолжали оставаться элементом туалета до конца 1930-х гг. Дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х гг.

Цилиндр – это традиционный символ настоящего вкуса и надежности.

В итальянском фильме «Гранди магадзини» для рекламы заведения пригласили знаменитого в прошлом актера. Сыгравший эту роль блистательный Нино Манфреди явился в цилиндре.

На недоуменный вопрос режиссера: «А почему не по-простому, не в кепке?», опытный актер только развел руками: «Цилиндр убедит всех!»

И был прав.

Таня Махова
15.01.2014
Ссылки по теме: шляпа, история
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль