†енский журнал ‘уперстиль
№171 // 14 сентября 2015 г.
От звонка до звонка. Школьные годы… чудесные?
«Ты еще не знаешь, что учительница тебя ненавидит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит. Ты еще не догадываешься, что тебя могут не любить». Так Евгений Гришковец в своей удивительной пьесе «Как я съел собаку» очень точно передал первые ощущения маленького человека, ставшего по воле взрослых… школьником.

Как бы хотелось возразить живому и любимому классику знаменитыми словами Е. Долматовского из песни на музыку Д. Кабалевского: дескать, «школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею»… Но собственный опыт и опыт детей, недавно окончивших школу, говорят о том, что не всё так просто: в отношении государственных среднеобразовательных учебных учреждений нужно быть предельно осторожными. Я считаю, что обучение ребенка можно доверить школе, но только в том случае, если вы ей лично ни в чем не доверяете…

С первого форменного бантика, букетика и «линейки» ребенок в школе столкнется со сложной системой человеческих взаимоотношений. Это будет его первый опыт, так как до этого, в семье и в детском саду, им восхищались, с ним играли и его веселили. В школе игры кончатся быстро. Перед ребенком стеной встанет педагог.

Для большинства учителей главное, чтобы школьник не причинял лишних хлопот, был управляем и неплохо, если он к тому же что-то учил и пытался запомнить.

Учителя – это уставшие люди с красными от недосыпа глазами, погрязшие в административных муках, в заполнении таблиц, форм, отчетов, занятых днями и ночами подготовкой спущенных сверху, идущих нескончаемой чередой, плановых мероприятий. Учителям, собственно, учить детей некогда, им бы успеть все бумажки и формы заполнить. К формализму, двойным стандартам и «показухе», пропитавшей наши школы, даже малышня привыкает быстро. Дети - исключительные по своей чуткости психологи. Они моментально, инстинктивно, распознают фальшь и нелюбовь, теряют интерес к учебе, потеряв интерес к педагогу.

Тем более что в фундамент нынешних реформ положены принципы формализации, введение итоговых тестов, ЕГЭ, а в результате из школы, по общему родительскому мнению, уходит творчество, ей будет все больше не хватать любви, души и подвижничества.

Ребенка будут окружать одноклассники. Одноклассники не самая приятная аудитория даже в общеизвестной интернет-сети. Сверстники часто становятся друзьями, иногда – врагами, но всегда остаются для ребенка соперниками. Класс - первая форма конкурентного сообщества, в котором ребенку придется научиться выживать. Это совсем не то, что группа в детском садике. К классу придется адаптироваться, находить свою нишу или ступени, по которым начать карабкаться вверх. Моим детям повезло: они – самодостаточные близнецы, им не было нужды дружить с кем-то против кого-то, плести интриги, входить в группировки. Но обычному «одиночному» ребенку приходится решать, с кем общаться, играть, ходить в кружки, секции, заниматься в факультативах. Самоопределяться, каждый день выбирать свое место в социуме – задача не из простых.

«Но разведка доложила точно…» Мои соседи – школьные учителя, родня – через одного преподаватели, жена и я – «недоучки», в молодости бросившие свои пединституты, в разные годы что-то преподавали в школе. Возможно, именно потому, что дела, творящиеся внутри маленькой системы народного образования, в которой вращались наши дети, не были для нас секретом, мы никогда особых надежд на школу не возлагали. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, ищите педагогов-репетиторов. Как правило, школьные учителя, простимулированные материально, начинают совсем по-другому преподавать ребенку свои предметы. Они меньше «выносят мозг» детям и становятся неожиданно дружелюбными. Снисходительность педагогов очень пригодится детям в старших классах, когда настанет время специализации и придется им ездить на подготовительные курсы в институты. У нас в семье количество репетиторов по обычным школьным предметам доходило до семи! Что мы только не «подтягивали» детям-гуманитариям – геометрию, алгебру, физику, химию…

Мысли вслух. Что бы ни утверждали скептики, умный человек имеет больше шансов найти свое место в жизни. И хотя «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь», как гласит Книга Екклесиаста, с этим утверждением трудно согласиться, если мы говорим о воспитании детей.

- Повторяйте как мантру, будьте уверены сами и без устали убеждайте в этом ребенка: ум, знания, развитые творческие способности всегда дадут необходимый для успеха в жизни кругозор, способность принимать верные решения, сформируют активную жизненную позицию.

- Подкрепляйте усилия ребенка своим личным организационным участием в его делах. Подставляйте крепкое мамино или надежное папино плечо – деятельно вникайте в его проблемы. Ребенок, как и всякий человек, устает не только морально, но и физически. Иногда ему просто не хватает сил на то, чтобы добраться до кружка, секции или факультатива – предложите ему помощь, довезите его, пришлите за ним дедушку или водителя.

- Общайтесь с родителями одноклассников, бабушками, другими учителями из школы, в которой учится ваш ребенок. Школа всегда полна сплетен, и несколько разных источников информации – от мам и бабушек одноклассников, активистов родительского комитета, страниц городских интернет-форумов - позволят сформировать более-менее объективную картину происходящего.

- Читайте с детьми каждый день, и будет из этого классического упражнения огромный толк! Пишите с детьми простые и сложные, по программе и без нее, сочинения-изложения! И не только в начальной школе. Чем дальше, тем сложнее, ассоциативнее должны быть сочинения ребенка. В классической русской гимназии во времена оны был предмет «Литература». И не такой, каким мы его знаем сейчас; итоговой работой ученика в то время считался написанный им роман или повесть.



Самые отчаянные годы школьные годы у детей с 11 лет до 16, самые тяжелые классы – с пятого по девятый. В старшей школе дети уже не учатся, а зубрят параграфы ЕГЭ и ходят на подготовительные курсы ВУЗов.

И помните, любые попытки понадеяться на школу, переложить проблемы воспитания и обучения детей на замученных реформами педагогов обернутся провалом.

Кому-кому, а учителям уж точно сейчас не до проблем наших детей.

Петр Лызь
14.09.2015
Ссылки по теме: школа, дети, воспитание
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль