†енский журнал ‘уперстиль
№213 // 14 ноября 2016 г.
Тайны Гуггенхаймов. Русский след и женская рука
Рене Магритт, картины которого хранятся в музее Гуггенхайма, писал: ««Без тайны ни мир, ни идея невозможны. … Во всем, что мы видим, прячется что-то другое, мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем, что мы видим, но это невозможно. Люди очень тщательно хранят свои секреты…». Это сказано словно о Гуггенхаймах, создавших самый влиятельный фонд и Музей современного искусства в мире и унесших с собой свои тайны.

История создания Музея Гуггенхайма удивительна, в ней явно прослеживаются две составляющие – яркий «русский след» и очень четкий персональный оттенок их собирателей, а именно - «женская рука»…

В жизни создателей музея было множество загадок, таинственных совпадений, приключений, риска. И в коллекциях произведений искусства отразились перипетии судеб Соломона Гуггенхайма, его братьев, его жены – Ирен Ротшильд, яркой эксцентричной Пегги Гуггенхайм, вдохновительницы идеи музея - Хиллы фон Ребай, частных коллекционеров, чьи собрания позже пополнили коллекцию, таких как супруги Транхаузеры, и многих других людей, так или иначе связанных с музеем.

Этот музей создали деньги, любовь, ненависть и война.

Это начиналось так.

Молодая художница – немецкая баронесса Хильдегард Анна Августа Элизабет Ребай фон Эренвизен или просто Хилла - бежит от безответной любви к художнику Роберту Бауэру из Европы в США. Там судьба сводит ее с пожилым миллионером Соломоном Гуггенхаймом.

Кто знает, почему, но Соломон безоговорочно верит художественным вкусам и желаниям молодой баронессы. Под ее влиянием он проникается страстью ко всем этим сюрреалистам, кубистам, абстракционистам… Хилла твердит, что именно это искусство сделает Гугги, как она запросто называет Соломона, знаменитым на весь мир.

Став главным авторитетом и консультантом Гуггенхайма, Хилла провозглашает своего возлюбленного Бауэра самым выдающимся беспредметником и закупает множество его картин, затем она решает поддержать оставшихся в Европе своих друзей, среди которых Василий Кандинский, Рудольф Штайнер, Пауль Клее, Ханс Рихтер, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Робер Делоне и Марк Шагал.

А надо сказать, что эстетические пристрастия Хиллы фон Ребай сформировались под влиянием книги Василия Кандинского "О духовном в искусстве", и понятно, что подборка работ самого Кандинского занимает в музее важнейшее место. И именно Василий Кандинский, бежавший от большевиков на Запад, становится символом концепции нового музея.

В Германии к власти приходит Адольф Гитлер. Начинаются гонения на искусство авангардистов, которое фюрер называет "дегенеративным», среди этих художников немало евреев, и Гуггенхайм как еврей считает своим долгом их поддержать.

Накануне Второй мировой войны Хилла, набив чемодан стодолларовыми

банкнотами, едет в Германию. Ее дядя - генерал Рейха и раздаваемые без счета деньги Гугги помогают вызволить из тюрьмы Бауэра и спасти его картины.

Во время войны наступает и звездный час племянницы Соломона – Пегги Гуггенхайм, эксцентричной собирательницы современного искусства. Пегги давно живет в Европе, она меняет, как перчатки, мужей и любовников, но все они принадлежат к миру богемы и влияют на ее художественные вкусы и собрание картин.

Пегги - страстная коллекционерка, чтобы заполучить вожделенную картину или скульптуру, она готова пойти на все: заплатить любые деньги, соблазнить ее автора и даже сделать его своим мужем.

Накануне взятия фашистами Парижа Пегги Гуггенхайм едет в Париж скупать картины. Это очень гуггенхаймовский жест: семья всегда делает большие деньги, когда политический барометр показывает бурю. Произведения искусства стремительно падают в цене, коллекционеры и художники отдают их почти даром, лишь бы покинуть Францию.

Ее коллекция пополняется работами Бранкузи, Джакометти, Ман Рея,

Арпа, Кандинского, Пауля Клее, художников голландской онструктивистской группы "de Stijl", картинами русских авангардистов, футуристов и кубистов.

Пегги покидает Париж за два дня до взятия его нацистами. Свои сокровища она прячет в коровнике замка одного из своих приятелей под Виши. Затем картины тайно отправляют в Марсель и грузят на пароход, отбывающий в США. Вместе с произведениями искусства Пегги увозит в США спасенного от нацистов своего нового мужа – художника Макса Эрнста.

После войны Пегги поселяется в Венеции, она покупает дворец, в котором до нее жила не менее эксцентричная и стильная, чем Пегги, маркиза Казати – возлюбленная и муза многих поэтов и художников начала ХХ века. После смерти Пегги здесь открывается музей.

Разумеется, не все члены семьи Гуггенхаймов увлекались искусством, но все они были незаурядными людьми. Ни одна семья в Америке не создала столько благотворительных фондов, как они. А если и был в их роду «отщепенец», то и он остался известен в истории: практически во всех посвященных трагедии «Титаника» книгах и фильмах показана гибель Бенджамина Гуггенхайма – отца Пегги. Это он, уступив свое место в спасательной шлюпке женщинам и детям, надев фрак, сел с бокалом шампанского на палубе тонущего корабля и так принял свою смерть.

Основателем династии был Мейер Гуггенхайм. Эмигрант из Швейцарии, он воплотил в жизнь американскую мечту: «от чистильщика сапог до миллионера».

Правда, сапог он не чистил, а продавал в разнос коробочки с ваксой. Но всем своим многочисленным потомкам он оставил миллионные состояния, которые наследники приумножали и тратили на создание музеев, благотворительных организаций и другие долгие дела.

Татьяна Басова
14.11.2016
Ссылки по теме: история, деньги
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль