†енский журнал ‘уперстиль
№86 // 14 мая 2014 г.
Как понравиться дамам и девицам. Из истории этикета
Главное правило – неукоснительно соблюдать правила

Разные правила этикета были детально разработаны в разных странах, но требования везде к ним предъявлялись одинаковые – правила необходимо было неукоснительно соблюдать. Правил этих существовало, да и по сей день существует, бесконечное множество.

В Древнем Китае, например, существовало около тридцати тысяч церемоний. Жители Поднебесной империи должны были знать, как правильно постучаться в дом, как него войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все было строго определено и расписано. Детей местной знати учили сызмальства, этикет входил в плоть и кровь, становился нормой поведения, нарушать которую было строго запрещено.

Каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой особый колорит. Многое зависело и от цивилизации, условий жизни, национального характера.

Поэтому столь и разнятся правила этикета.

Национальная принадлежность

Большинство обычаев и норм поведения так и остались лишь национальной принадлежностью. Но некоторые были приняты и другими народами.

Древнеримский поэт Овидий в сочинении «Ars amandi» советовал влюбленным юношам опустить кончики пальцев в бокал красного вина, а затем начертать на скатерти слова любви. В наше время итальянцы пренебрегают советом поэта, не делают этого и другие жители Европы, однако красное вино со временем превратилось в «символ любви».

В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Однако этот обычай с изменением культурной парадигмы остался в прошлом. А вот обычай встречать почетных и уважаемых гостей хлебом-солью, который существовал в России с давних времен, сохранился до наших дней, но не получил распространения ни в одной стране мира.

Между прочим, тем он и интересен. Как и всякий другой, существующий только в одной географической местности. Поскольку несет в себе черты индивидуальности, единичности, и присущ только одному народу.

С давних времен важной частью этикета являлся обычай гостеприимства. В Древнем Риме его прославляли Цицерон, Тацит, Юлий Цезарь. С исчезновением Римской империи обычай не исчез. Выдающийся немецкий историк литературы, публицист и беллетрист Иоганн Шерр в своем сочинении «История обычаев и культуры» так описывает церемонию приема гостей в средневековых замках: «Страж со своего наблюдательного пункта оглашает появление чужестранца, и тут же хозяева замка начинают готовиться к приему. На почетном дворике хозяйка приветствует гостя и дает чистую одежду. Затем гостю предлагают охлажденные напитки и готовят для него баню». А затем ему предлагают почетное место напротив хозяина, а жена или старшая дочь садятся рядом с гостем и потчуют его всевозможными яствами и питьем.

Принц и нищий

А вот другая картинка – Марк Твен «Принц и нищий», процесс одевания короля. Прежде всего, лорд обер-шталмейстер взял рубашку и передал ее первому лорду егермейстеру, тот передал ее второму лорду опочивальни, этот в свою очередь – главному лесничему Виндзорского леса…». Короче, король оставался неодетым до тех пор, пока рубашка (или то, что от нее осталось, иронично замечает Твен) не оказалась в руках первого лорда опочивальни. Заметим, что не только рубашка, но и каждая принадлежность туалета коронованной особы подвергалась все тем же медленным и торжественным манипуляциям. Все это повторялось каждое утро, изо дня в день. На наш взгляд настолько же утомительно, насколько бессмысленно, но с точки зрения тогдашнего этикета – осмыслено и важно. В конце концов, если ты король, а не истопник или сапожник – терпи.

Первые учебники

Первым известное нам руководство по поведению было составлено в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо. Называлось оно «Дисциплина клерикалис». Как явствует названия, предназначалось оно для духовных лиц.

За этим сочинением последовали книги о правилах поведения для придворных, а позднее для более широких кругов.

В 1716 году город Гамбург порадовал читателей наставлением с весьма обстоятельным названием - «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими и благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению». Смысл, который вкладывался в понятие «хорошие манеры», опять-таки был разным у разных народов – что было хорошо в Китае, отнюдь не почиталось таковым во Франции. Поэтому попытки раскрыть смысл этого понятия предпринимались неоднократно самыми разными национальными авторами.

Если мы к таковым причислим Петра Первого, то в предисловии к книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», он просто, как указ, начертал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

Известный английский писатель XYII века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира, или Письма китайского философа» пошел дальше, справедливо заметив, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

А вот мнение соотечественника Голдсмита прославленного создателя Гулливера – Джонатана Свифта: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». И его замечание можно применить ко всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности.

Для господ и простолюдинов

В России культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе. До петровских реформ все определял Домострой - свод правил, составленный еще в XVI веке во времена царствования Ивана IV священником Сильвестром. В нем Сильвестр стремился прописать все стороны жизни – от ведения домашнего хозяйства до отправления православных обрядов. С воцарением Петра быт и нравы народа начали меняться. Он поднял на дыбу всю Россию. Говоря современным языком – модернизовал ее, направив по пути западного развития. Но, уйдя от Азии, Европой Россия тоже не стала, однако патриархальный быт во многом изменился.

Что касается этикета, то спешно создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях. Образцом стало уже упоминаемое выше «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе. Многие из них, как и сам царь, учились за границей, преодолевая косность и предрассудки.

В России XIX века большой популярностью пользовалась неоднократно переиздававшаяся на протяжении 1847-1855 годов книга Д. И. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». С сочинениями в журналах на эти темы выступали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров. Много было и авторов рангом поменьше.

Для господ и простого люда правила заметно разнились. В многочисленных сочинениях господам советовали, как принято вести себя в светском обществе, как держать себя на свадьбах, крестинах, именинах и юбилеях. А также на разного рода вечерах, балах, раутах и журфиксах. Молодым людям преподавали искусство нравиться дамам и девицам и задолго до Дэйла Карнеги учили «Как располагать к себе друзей и влиятельных лиц» (именно так называлась одна из книг). В этих книгах все было довольно подробно и занимательно расписано.

Как правило, заканчивались они приложениями дуэльного кодекса, образцов разговоров с людьми разного чина, рекомендациями, как правильно выбрать невесту.

Тем же из народа, кто был обучен грамоте, в конце века бесплатно (!) раздавали всевозможные брошюры типа «Простые советы простым людям», авторы которых учили при разговорах с господами держать шапку в руках; если надо что-то сказать о господах, называть их в третьем лице множественного числа - «им угодно»; доктору говорить «ваше благородие» или «господин доктор»; не толпиться, как стадо баранов, и блюсти чистоту в помещениях.

Все продолжалось до 1917 года. А затем наступило другое время, и начался отсчет другой истории.

Виктор Горн
14.05.2014
Ссылки по теме: этикет, история
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль