†енский журнал ‘уперстиль
№43 // 14 марта 2016 г.
Секспросвет. Не просто «видак»
Из-за высокой стоимости (более 1200 долларов по нынешнему курсу) «видео» не сразу вошло в каждый дом. Владелец его стал таким же уважаемым членом общества, как обладатель собственного автомобиля.

Люди собирались на квартире хозяина видака и смотрели все то, что не видели до этого никогда. Шедевры киноискусства, мультфильмы про Тома и Джерри, музыкальные ролики, эротику вроде «Греческой смоковницы» и «Горячей жевательной резинки», более откровенную порнографию, в которой, как известно, все показывают крупным планом и с полным отсутствием трусов на актерах и актрисах. Люди смотрели все это ночами и вечерами, всеми днями и месяцы напролет. Ибо пришел – наконец-то! – и в СССР настоящий, а не идеологически презираемый Запад со всеми его выдающимися достоинствами и вопиющими недостатками. И видеомагнитофон показал эту западную жизнь с убежденность и холодностью электронного аппарата.

Очевидно и то, что никакое, даже самое вульгарное название не в состоянии выразить выдающуюся роль видеомагнитофона во второй половине ХХ века.

Я бы тоже не смог ничего выразить, если бы не гениальное изобретение конца ХIХ века, когда в 1898 году в Дании изобрели аппарат, способный записывать звук. Не музыку, а именно звук. Несколько невнятных слов, переданных по проводам. Она что-то сказала ему, а он что-то ей. И эта короткая беседа как-то смутно записалась на какой-то проволоке. Музыку во всем ее звуковом величии научились записывать позже: в конце 20-х годов. И с той поры записывают непрерывно на всех известных носителях звука.

Первый видак был представлен человечеству 14 марта 1956 года американской фирмой «Ампекс». Создал его основатель фирмы, наш соотечественник, бывший полковник царской армии, эмигрант первой волны Александр Матвеевич Понятов. Состоялся еще один триумф русской мысли на той стороне Атлантического океана. Весило изобретение нашего эмигранта около тонны и стоило как небольшой автомобиль. В высоту – 1 метр 10 сантиметров. Если же внимательно рассмотреть фотографию, на которой изображен американский видеомагнитофон Понятова, то можно увидеть две магнитофонные катушки, расположенные на крышке телевизора. Это объяснимо. Видеомагнитофон – и есть аппарат, предназначенный для записи звука и изображения с последующим воспроизведением на экране телевизора. В эти же годы телевидение пошло резко в гору. Жанры его стали множиться и развиваться, и использование одной только кинопленки в процессе творческого труда никак не соответствовало его растущим потребностям. Появилось желание и у телезрителей кое-что записать с телевизора. Любимого комика, фильм, спектакль, первый в истории телерепортаж с места взрыва атомной бомбы, концерт короля рок-н-ролла, шикарный процесс коронования монаршего лица. А это как сделать без хорошего видака? Никак не сделать. Сиди у экрана и хоть пивом обпейся, а ничего с домашнего ящика не запишешь. Речь об этом до появления видеомагнитофона вообще не шла.

Первый катушечный видеомагнитофон фирмы Ampex (Ampex VR-1000) для работы в домашних условиях не предназначался. Великая фирма профессиональной аппаратуры такой и осталась навсегда. Ее аппараты летают в космос, встречаются во всех самых закрытых пунктах управления всем миром и по-прежнему незаменимы в множестве телестудий. И первый «ампекс» тоже предназначался только для использования в телестудиях технически грамотным и профессионально подготовленным персоналом. Обычным людям никакого «ампекса» покупать в голову не приходило. Кому-то, может, и приходило, но он сразу пугался, представив у себя в гостиной это устройство огромных размеров и весом около тонны. А по цене – как небольшой автомобиль с рулем и на бензиновом ходу. Поэтому если и был у человека какой-то выбор, то в пользу автомобиля или хотя бы холодильника, а уж никак не в пользу огромного и тяжелого видеозаписывающего устройства.

У нас ситуация сложилась не совсем такая. Сперва не складывалась вообще, затем как-то наладилась. Начало было положено в Москве, на выставке достижений американского народного хозяйства. Эту выставку посетил Никита Сергеевич Хрущев, тогдашний руководитель государства. Увидев видеозапись собственной встречи с будущим президентом США Джоном Кеннеди, он тут же обалдел, стал спрашивать, как это такое возможно, всю ночь почти не спал, а утром велел разработать такой отечественный видеомагнитофон, чтоб был «не хуже американского». В 1960 году такой аппарат появился. Он был, наверное, не хуже американского и по-русски назывался «Кадр». Иногда он ломался, а иногда работал.

70-е годы пришли следом за 60-ми. И стали временем появления массовых видеомагнитофонов. Не у нас. Лидерство на рынке домашней видеотехники могли бы и мы захватить, однако снова проклятые капиталисты опередили. Знаменитые фирмы Sony и Philips выпустили в 1971 и 1972 годах по компактному видеомагнитофону с кассетами. Мы же наш первый кассетный видеомагнитофон создали только в начале 80-х. Он официально назывался «Электроника ВМ-12», а на языке улиц и переулков «Видак номер 12». Почему 12, я забыл напрочь, а вот то, что пленку зажевывал, помню очень хорошо. Сколько он зажевал великих произведений киноискусства! То есть наш «ВМ-12» иногда прекрасно работал, а иногда превосходно ломался. И все же 80-е стали временем настоящего видеобума. Всплеск продаж домашних видеомагнитофонов вывел их в разряд престижного отечественного дефицита. А уже в 90-е, когда СССР с шумом грохнулся, видак устарел. И снова пальма первенства оказалась у более развитых зарубежных капиталистов. Они в 1996 году в обиход запустили диски CD, и кассета VHS, которую у нас все полюбили, быстро перестала что-либо значить. Повсюду наступила эра цифровой записи. Вся Россия перешла сперва на СD, а затем и на DVD. Что резко повысило качество просмотров на современном плоском экране, но окончательно угробило знаменитый «видак».

Что касается моего личного видеоаппарата японской фирмы «Тошиба», то он прослужил мне несколько лет. Я и про свой домашний видеоархив мог бы сказать, что он лежит в коробке уже много лет, но не скажу. Дело в том, что он там давно не лежит: весь куда-то подевался. Вспоминаю я и первый фильм, который мне удалось посмотреть с друзьями в домашних условиях. Кажется, это был «Заводной апельсин», гениальное произведение режиссера Стэнли Кубрика. Потом в нашей стране стали появляться видеосалоны, и многие еще помнят, с какой скоростью они заполонили Москву, а затем и отечественные курорты Советского Союза. Смотреть же по ночам с любимой девушкой разнузданную западную эротику как-то не очень хотелось. Нашему человеку, несмотря на все запреты, эротика все-таки была ближе в ее живом, человеческом виде. Поэтому на полном основании заявляю, что имевшийся у меня видак предназначался исключительно только для демонстрации по нему произведений самого высокого и признанного во всем мире киноискусства.

В этом и была революционная сила этого чудесного аппарата, совместившего в себе прогресс технической мысли и эстетику любимого всеми жанра.

Жаль только, что быстро погиб в борьбе с цифровыми носителями. Но… Почему же жаль? Он для наших соотечественников сделал не меньше, что в свое время обычный магнитофон, которого, кстати, тоже давно уже почти ни у кого нет…

Владимир Вестер
14.03.2016
Ссылки по теме: секс, мысли, изобретение
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль