†енский журнал ‘уперстиль
№150 // 14 августа 2015 г.
Сравнить героев. Литература на экране
Говорят, что сколько бы ни писалось книг и сколько бы ни снималось фильмов, по-настоящему оригинальных сюжетов на свете чрезвычайно мало: особенно любят упорствовать в этом разного рода теоретики кино. Впрочем, нот тоже всего семь (или двенадцать, как посчитать), но сколько всего можно из них извлечь! А когда оригинальные сюжеты подходят к концу, на помощь приходит литература.

И так получилось, что все фильмы в нашем обзоре оказались экранизациями: ведь видеть любимых или не очень героев на экране и сравнивать их образы с тем, что живёт в душе, чаще всего необычайно приятно.

На Золотом озере

Престарелые муж и жена приезжают на Золотой пруд — живописное место, где из года в год проходит их лето. Туда же приезжает и их немного взбалмошная красавица дочь, которой предстоит выйти замуж за дантиста, и оставляет их с пасынком — сыном дантиста от первого брака. Казалось бы, что делать тринадцатилетнему парню в обществе поседевшей пары? Но старушка-жена, как бы ни ворчал её отнюдь не молодой супруг, всегда мила и добросердечна, а в нём самом куда больше задора, чем может показаться на первый взгляд...

Основой фильма "На Золотом Озере" стала пьеса с одноимённым названием: быть может, именно камерностью постановки объясняется тихое обаяние этого киношедевра. Впрочем, не только ею: критики оценили как качество сценария, так и блестящую игру дуэта Кэтрин Хепберн и Генри Фонды, удостоив их работу "Оскара" и "Золотого глобуса". Понимание того, что перед тобой шедевр, приходит не сразу, картину иной раз хочется не столько смотреть, сколько рассматривать — а значит, и пересматривать снова.

Вальмон

Фильм Милоша Формана по знаменитому роману Шодерло де Лакло снимался в прямом смысле слова "наперегонки": сами съёмки начались ещё в 1987 году, однако затянулись, и их обогнала не менее блестящая экранизация с Джоном Малковичем, Гленн Клоуз, Мишель Пфайфер и другими звёздами. У фильма Стивена Фрирза "Опасные связи" есть как достоинства, так и недостатки, он действительно ближе к первоисточнику, но чего не отнять у Формана — так это тщательной стилизации под описываемую эпоху, погружающей в нужную атмосферу с первых же кадров.

Как уже сказано, роман XVIII века для режиссёра — лишь канва, но смотрится он с не меньшим интересом, нежели версия Фрирза, заканчиваясь грустно, но не безысходно. Под стать основе и актёрский состав: виконта, чьё имя вынесено в заглавие, здесь играет ещё не ставший любимцем публики Колин Ферт, юная Фейруза Болк в роли Сесиль едва ли не переигрывает Уму Турман, а Анетт Бенинг в роли коварной маркизы де Мертёй выглядит органичней блестящей, но староватой Гленн Клоуз. И, что немаловажно, герою фильма сопереживаешь больше, чем герою романа: с одной стороны, очередная вольность режиссёра, с другой — взгляд на известную историю под другим углом.

Читти-читти-бэнг-бэнг

Начинается эта история с того, что чудаковатый изобретатель с простым британским именем Карактакус Поттс покупает у старьёвщика некую машину, которая, как выясняется, умеет не только ездить, но и летать и плавать. А так как мистер Поттс — неисправимый фантазёр, он тут же рассказывает своим детям о некоем бароне Бомбурсте, который ненавидит детей, но обожает игрушки, и мечтает захватить волшебную машину.

И то, о чём рассказывает изобретатель, становится явью: Поттс, его дети и случайная спутница Трули вместе с машиной попадают в страну Вульгарию, где дети объявлены вне закона. Так что отважному изобретателю и его подруге предстоит не только спасти детей Поттса, но и вернуть счастье в волшебную страну.

Роль изобретателя стала одной из самых известных для блестящего комика Дика ван Дайка (первая — Берт в "Мэри Поппинс"). И, как и в "Мэри Поппинс", в этой киноистории присутствуют все слагаемые успеха детского фильма: добрый юмор, красивая картинка, обаятельные герои и песни братьев Шерман, одна из которых была номинирована на "Оскар". Но ни одна картинка ничего не стоит без серьёзной "подкладки" — и она здесь, конечно же, тоже есть. А имя автора сказки, по которой поставлен этот киномюзикл— Ян Флеминг: тот самый, что создал неубиваемого и неукротимого агента 007.

Коралина в стране кошмаров

Если Ян Флеминг писал свою книжку о волшебной машине для маленького сына Каспара, то Нил Гейман всю жизнь пишет своего рода сказочные истории для взрослых. Одна из них — повесть "Коралина" о девочке, переехавшей в новый дом и открывшей там проход в другой мир, где тоже живут её мама и папа, только вместо глаз у них пуговицы, и они куда крепче любят дочурку. Только вот всё это слишком красиво, чтобы быть правдой: чтобы остаться здесь жить, придётся вставить себе вместо глаз пуговицы, а о том, настоящем мире забыть навсегда.

Атмосфера мультфильма, снятого по сказке Геймана, немного напоминает другую работу того же рода — "Кошмар перед Рождеством". И это неудивительно, ведь режиссёр обоих этих фильмов Гэри Селик обладает ценнейшим качеством переносить историю на экран, не только не теряя первоначального блеска, но и привнося что-то своё: взять хотя бы спутника Коралины мальчика Уайби или мистера Бобински — явного "русака", владеющего эксцентричным цирком.

Руки до этого мультфильма могут доходить долго, но если на Хеллоуин хочется страшной сказки со счастливым концом, то это, как говорят англичане, "ваша чашка чаю".

Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника

Писателю Льву Давыдычеву не так повезло с "пиаром", как его современнику и коллеге по сочинению весёлых школьных историй Виктору Драгунскому — может быть потому, что "Денискины рассказы" больше по объёму и разнообразнее. Зато главная его повесть — история юного лоботряса Ивана Семёнова — стала источником экранизации как минимум дважды: герои мультфильма 1964 года говорят голосом Клары Румяновой, Анатолия Папанова и Михаила Яншина, а последовавшее за ним киновоплощение стало первым и единственным проектом Пермской киностудии.

В эту историю влюбляешься с первого взгляда: как ни крути, все мы когда-то учились в школе, двоечники зачастую симпатичнее отличников, да и фразы типа "Бееез сиропа" врезаются в память накрепко. И не беда, что не может второклассник быть второгодником, да и перевоспитаться за пару дней тоже не может. Но важно не это, а полтора часа хорошего настроения и книга, вызвавшая эту историю к жизни.
Сергей Князев
14.08.2015
Ссылки по теме: культура, книги, кино и мультфильмы, досуг, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль