†енский журнал ‘уперстиль
№150 // 14 августа 2015 г.
Сердце фильма. Книги о сценарной работе
Скажите, как часто вы вприпрыжку бежали в кино на фильм с любимым актёром или актёрами, поставленный по любимой книжке, снятый любимым же режиссёром — а возвращались назад с ощущением того, что зря потратили и деньги и время? Слагаемых успеха или неуспеха в кинематографе очень и очень много, вплоть до удачного стечения обстоятельств или хорошего/плохого настроения команды в тот или иной съёмочный день. Но, пожалуй, одним из самых главных (если не самым главным) можно и нужно назвать хороший сценарий.

Увы, как говорил Стивен Кинг, Хранилища Хороших Идей в мире не существует, а дорога к хорошему сценарию лежит через десятки и сотни посредственных.

С другой стороны, на свете появилось довольно много книг, раскрывающих "кухню" того, как писали и пишутся сценарии (хорошие или нет, не суть важно). Разумеется, написать Идеальный сценарий по учебнику невозможно, иначе фильмов, стоящих внимания, были бы не десятки и даже не сотни, а, по крайней мере, миллионы. Однако, как и везде, в искусстве сценариев есть правила, которыми не грех воспользоваться — или же нарушить их, но только после того, как освоишь.

Книга Роберта Макки "История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только" давно уже стала "библией" для пытающих счастья в Голливуде и за его пределами. Стремление поверить алгеброй гармонию "десятой музы" вызывало и вызывает разве что ироническую усмешку. Но и сам Макки на первых же страницах предупреждает, что его книга — не о правилах, а о принципах, не о формулах, а о вечных и универсальных формах.

"Разбор полётов" поможет не только "познать кухню", но и уяснить основные понятия — такие, как сцена, кадр, эпизод, акт, экспозиция (самая, пожалуй, важная часть истории, ибо с неё начинается всё). А ещё эта книга может послужить своего рода руководством по обезвреживанию своеобразных "подводных мин": логических нестыковок, странных совпадений, излишнего мелодраматизма и тому подобных вещей, на которых часто спотыкаются как новички, так и опытные сценаристы.

...Если правда, что сценарий есть сердце фильма, то сердце самого сценария — это поступки, мысли, чувства героев и вообще всё, что мы называем словом "психология".

Фильмы и их герои, "вошедшие" в книгу Уильяма Индика "Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете", рассматриваются в тесной связи с различными психологическими системами — от навязших в зубах Фрейда и Юнга до куда менее известных Эрика Эриксона, Альфреда Адлера и Джозефа Кэмпбелла. Если два последних имени вам ничего не говорят, достаточно отметить, что Адлер освободил теорию Фрейда от "упора" на сексуальность, к которой чаще всего её и сводят "чайники", а без работ Кэмпбелла на свет никогда бы не появилась сага о далёкой-далёкой галактике. А в конце каждой главы предлагаются практические задания — прекрасный способ не только вспомнить любимые фильмы, но и посмотреть новые: как и в любых подобных работах, названия даны здесь щедрой россыпью.

...Вот только никакие психологические ухищрения зачастую не способны сделать самого главного — помочь зрителю полюбить героев фильма, даже если они не герои, а злодеи или "колеблющиеся", что тоже не редкость. "Героев своих надо любить; если этого не будет, не советую никому браться за перо", — сказано в "Театральном романе". И эти же слова не устаёт повторять Блейк Снайдер, написавший книгу с говорящим названием "Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства". Его имя также едва ли знакомо читателю — но если, к примеру, вышеупомянутый Роберт Макки — блестящий теоретик "кухни" Голливуда, то Снайдер ещё и практик, приложивший руку к комедийному боевику "Стой! Или мама будет стрелять" с Сильвестром Сталлоне и диснеевской комедии "Мне хватит миллиона" о ребёнке, которому благодаря казусу предстоит познать и радость и беду "сладкой жизни".

Как и в предыдущей книге, в работе Снайдера упор сделан на практику написания сценариев — от сочинения логлайна (или слогана) до последней точки. А ещё сценарий наверняка придётся читать и перечитывать, "выливая воду" или добавляя деталей, которые сделают солидную работу блистательной: не забывайте, что хорошего сценария без долгой и зачастую нудной, но интересной практики не бывает. А попутно будущему Дунскому (ну или Фриду, кому как нравится) предлагается избавиться от "абракадабры в квадрате", научиться рассказывать скучные, но необходимые подробности так, чтобы зритель не уснул по ходу действия, а заодно и выучиться продавать сценарий заинтересованным людям, ибо это, как ни крути, тоже часть игры.
Сергей Князев
14.08.2015
Ссылки по теме: работа и профессия, психология, опыт, книги, кино и мультфильмы, искусство, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль