†енский журнал ‘уперстиль
№215 // 12 ноября 2008 г.
Жаккард. Королевская ткань
Когда берешь в руки любую ткань, на ум приходят разнообразные определения. Про однотонный жаккард хочется сказать: «скромное благородство». На мой взгляд, это наиболее красивая ткань из всех тканей с таким способом переплетения нитей.

Его сложный вытканный рисунок может выделяться или прятаться в ткани, а также становиться светлее или темнее основного фона в зависимости от освещения. Он появляется и пропадает, как чеширский кот, и оставляет ощущение движения, некоторой ненавязчивой недосказанности, загадки. Особенно ярко «играет» жаккард из натурального шелка, ткань из хлопковых или шерстяных волокон выглядит скромнее и смена ее рисунка – мягче.

Существуют также многоцветные жаккарды. Двуцветный жаккард с контрастным рисунком и переплетением можно назвать «неброская роскошь». Он чем-то напоминает королевские горностаевые мантии, и, видимо, не только мне. На двуцветных жаккардах кроме ромбов и цветочных мотивов любят изображать французские лилии и стилизованные короны.

Бывают и яркие жаккарды, пестротой готовые поспорить с гобеленовыми тканями. Из них наиболее интересны те, что сочетают в себе две техники нанесения рисунка. Обычно такие жаккарды делают из натурального или искусственного шелка. На ткани выткан один рисунок, а напечатан, «набит» - другой. На блестящем жаккарде с выраженным продолговатым рисунком постепенный переход от одного тона или даже цвета к другому создает иллюзию течения. Гардины из такой ткани как бы «льются» на пол.

Обычно жаккард используют в оформлении интерьера. Собственно, его повторяющийся, неброский рисунок способствует сочетанию ткани с окружающей обстановкой, «связывает» воедино элементы композиции и придает определенный стиль. Из жаккарда делают скатерти, тяжелые шторы, гардины, плотный жаккард используют для обивки мебели и изготовления покрывал и отделки постельного белья. Но среди этого правила встречаются и приятные исключения. Из жаккарда с мелким рисунком шьют халаты, нарядные платья и сумочки. Подобие жаккардового полотна многие умелицы вывязывают на спицах, вязание так и называется - «жаккард».

Раньше ткани с вытканным рисунком стоили очень дорого, потому что их создание требовало ручного очень кропотливого и изнуряющего труда. Ткачу, как и вязальщику, нужно было безошибочно сдвигать и пропускать нужные нити основы ткани, все время держать в уме количество пропущенных и задействованных нитей и напрягать глаза, чтобы следить за тонкой нитью.

Однако в 1808 году французский потомственный ткач Жозеф Мари Жаккар (Joseph Marie Jacqard) представил на суд людской свою машину для создания тканей с сочетанием различных типов переплетения нитей. Изобретение Жаккара так понравилось Наполеону I (и не удивительно, ведь жаккардовыми тканями снабжался в первую очередь королевский двор), что он наградил изобретателя пенсией в 3000 франков и разрешил взимать премию по 50 франков с каждого ткацкого станка его конструкции.

Машина Жаккарда устроена хитроумным образом. Для получения обычной ткани в ткацком стане попеременно опускаются и поднимаются четные и нечетные нити основы, между которыми проходит челнок с нитью, называемой «уток». Для получения узора часть разных нитей основы должны на некоторое время оставаться «в покое» на время прохождения утка.

Жаккар придумал пропускать каждую нить основы через колечко, соединенное с вертикальным стержнем. На верхние концы стержней, которые должны оставаться в покое, надевается кусок картона с дырочками, соответствующими положению стержней. Количество картонов, нужное для выполнения узора, соединено в цепь, а дополнительный механизм перекладывает крайние кусочки картона автоматически после каждого движения челнока.

В 1840 году Жаккару соорудили памятник в Лионе. Но самым главным памятником изобретателю стало название ткани, произошедшее от его имени, – жаккард.

Женя Чикурова
12.11.2008
Ссылки по теме: ткань, история, дизайн
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль