†енский журнал ‘уперстиль
№212 // 11 ноября 2016 г.
Мечтательница Ассоль. Девушка со странностями
Одна из прекрасных и волшебных авторских сказок — "Алые паруса" Александра Грина. Помню, как восхищала меня Ассоль, когда я впервые про неё прочла, как я читала и перечитывала книгу, как смотрела волшебное кино. Почти целый год Ассоль была рядом со мной, а потом её заслонили новые, столь же живые и милые образы.

И совсем недавно я стала натыкаться на статьи с упоминанием любимой героини. Женщины, написавшие эти тексты, приводили её, как некий антипример для современной женщины или образец какого-то психологического отклонения, типа мономании и ещё чего-то, о чём мне не хотелось бы и писать.

Я предположила, что забыла за давностью лет "Алые паруса", возможно, что-то в них не поняла или не разглядела, и не без удовольствия перечитала их. И почти все обвинения, которые выдвинуты были против Ассоли, за некоторым исключением — правда. Она избалованная, она асоциальная, она доверчивая мечтательница, она не умеет просчитывать ходы и рассчитывать только на себя, и даже немного ненормальная (по меркам тех, кто её окружает).

Но у неё есть целых два оправдания.

Первое. Основная часть повествования посвящена жизни Ассоль в возрасте от восьми до пятнадцати лет. Ассоль — не женщина. Её даже девушкой можно назвать с трудом, скорее, она — подросток. Избалованный, асоциальный, доверчивый, мечтательный и ненормальный (по меркам взрослых людей) — как и большинство подростков в этом возрасте.

Некоторые психиатры и психологи не любят работать с подростками или, наоборот, по ним специализируются, потому что то, что может быть признаком психических отклонений у взрослого, для подростка или ребёнка оказывается вариантом нормы. То, что Ассоль — нормальный подросток, подтверждают миллионы сочинений школьников, которые восхищаются её верностью мечте, сочувствуют её положению в обществе, а на самом деле просто видят в ней "свою" или даже себя. Как видят себя в четырнадцатилетней беспечной Эсмеральде, четырнадцатилетней смертельно влюблённой Джульетте или пятнадцатилетней неуклюжей и исключительно странно себя ведущей Бэлле Свон.

Большинство подростков так же, как и Ассоль, способны на верность неведомому кумиру (фанаты), любят узнавать "своих" с первого взгляда, и с первого же взгляда способны влюбиться (они, скорее всего, разочаруются, но это будет уже потом). Способны на надрыв, надлом и взрыв эмоций, упрямство и податливость, знают и черноту всеобщего непонимания и нелюбви и эйфорию без причины.

Потом у большинства из них эти гормональные бури улягутся, жизнь войдёт в обычнейшую колею, и они будут сами на себя удивляться, не понимая, что это с ними было. Точно так же, как удивляются и не понимают Ассоль, девочку-стихотворение, женщины Каперны — не потому, что они рыбачки и у них толстые икры и могучие руки, а потому, что они — взрослые, а она — подросток. Точно так же, как не понимают подростка Ассоль многие современные женщины, обвиняя её в мечтательности и недальновидности. То, в чём никогда не обвинили бы собственную пятнадцатилетнюю дочь.

Ассоль нередко называют дурочкой, а между тем она отлично осознавала неустойчивость и хрупкость своей мечты об алых парусах: "размышляя обо всём этом, она искренне дивилась себе, не веря, что верила, улыбкой прощая море и грустно переходя к действительности". И из этого становится понятно, что и без Грея Ассоль сумела бы приспособиться к жизни, то есть — просто повзрослеть так, как это делают почти все подростки. Переходя от "ста фантазий в голове" к реальности.

Второе оправдание. Ассоль — изгой и дочь изгоя. Подросшее "Чучело". Подростки, даже благополучные, нередко себя таковыми чувствуют, даже если их никто не травит. Но редкая взрослая женщина позволит обстоятельствам сложиться так, чтобы чувствовать себя столь же неуверенно.

Секрет Ассоль — это обаяние душевно очень молодой и чистой девушки. Той, которая верит не просто в "настоящую любовь", а в чудо, и ждёт его. И эти вера и ожидание горят в ней, словно фонарик. Поймать любовь такого человека не так уж и сложно: "сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя" Не только юная плоть и невинность привлекает мужчин к таким девушкам, иногда это поиск той самой новой души для себя. А того ли они привлекают — это уже совсем другой вопрос.

Многие подростки также верят в чудо. Не обязательно в чудо любви: возможно, в чудо своего таланта, своих способностей, своего ума, в чудо свершений и открытий новых. Делясь своими мечтами, они нередко становятся объектом насмешек и просто перестают сообщать окружающим о своих мечтах. Но мечтать ещё некоторое время не перестают.

И кто-то из них не дождётся этого чуда — свершения мечты — и повзрослеет, пополнив ряды прагматичных рыбачек. И среди унылых сетей и дел найдутся среди них и такие, которые обвинят мечтательницу Ассоль (а с ней за компанию и себя самих в подростковом возрасте) во всех грехах, которые я уже перечислила, и поймают в этой мутной воде немного рыбы себе на ужин. Кому-то повезёт, и мечта его сбудется, может быть не столь торжественно и заметно для всех окружающих, как мечта Ассоль, но так, чтобы "счастье сидело внутри пушистым котёнком". А кто-то, пусть и не исполнив своей мечты, всё же будет согреваться иногда её неровным светом и радоваться пусть не её исполнению, но одному даже воспоминанию о ней.
Женя Чикурова
11.11.2016
Ссылки по теме: история, жизнь и судьба, возраст, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль