†енский журнал ‘уперстиль
№125 // 11 июля 2013 г.
День лакомства. Шоколадное вдохновение
"Тот, кто не помнит в зеркале своего лица с шоколадными усами и весёлыми, шкодными глазами, — тот не помнит своего детства". Так (с некоторым преувеличением) рассудил классик. Что же касается меня, то я дня за два до вкусного и знаменательного события приятелю сказал, что на 11 июля намечается Всемирный день шоколада, и он как любитель этого суперстильного продукта мне в ответ написал:

Я чёрный весь от шоколада,

Но не толстею от него.

Нет на планете слаще яда

И горше сплетен про него.

Я стихи похвалил. Я их выписал и выучил наизусть. Я их несколько раз процитировал (про себя) в троллейбусе и вагоне Московского метрополитена имени Ленина. Я пришёл с этим четверостишием на работу и стал декламировать на работе.

А вечером я с этими же поэтическими строками в голове пошёл в супермаркет и посмотрел, сколько там продаётся всякого шоколада, и купил плитку самого горького: с содержанием какао не меньше 99 процентов. И кусочек этого замечательного продукта растаял вскоре у меня во рту, оставив после себя выдающееся по своей гамме послевкусие.

На другой день, достигнув того же вкусового эффекта, я позвонил автору стихотворения и спросил: "А откуда, как ты думаешь, взялся в таком обилии шоколад в обычном московском супермаркете? Он, по твоему мнению, попал туда из Африки или из Азии? Или же всё-таки с того дальнего континента, который несколько веков назад был открыт итальянцем Коломбо по прозвищу Христофор Колумб?"

Товарищу вопрос понравился. Он мне сказал: "Люблю, когда ты у меня такое спрашиваешь!" И проявил завидное знание предмета, сообщив, что дерево, на котором растёт шоколад, так и называется — "шоколадное дерево" и входит в вечнозелёное семейство стеркулиевых. Последнее слово я выговорить не смог, но догадался, что шелестят листвой эти деревья, скорее всего, не под Москвой, а подальше, быть может, в тропических лесах Америки.

И в тех же лесах на тех же деревьях растут плоды, которые называются "какао-бобы". Из этих плодов и делают шоколад, опираясь на опыт индейцев ацтеков, которые в тропической Мексике научились готовить его из какао-бобов, то есть горьких плодов шоколадного дерева.

Испанцы были жестокие завоеватели. Но именно они в XVI веке привезли шоколад в Европу в качестве изысканного лакомства и назвали "чёрным золотом". За густой тёмный цвет напитка, большую стоимость и выдающееся свойство укреплять физические силы и повышать выносливость. Это была такая "пища богов", которая поближе к богам уносила всякого любителя шоколада и делала его могучим в акте любви.

Правило "идёшь к даме, выпей чашку шоколада" стало распространённым среди сердцеедов и ухажёров, любовников и верных супругов. Обнаружили европейцы и такое свойство "чёрного золота", как резкое повышение вдохновения.

При постоянном употреблении шоколада стали легче писаться романы и стихи, пьесы и песни. В значительной степени этот "шоколадный приём" верен и в нашу эпоху массового производства полезного продукта из какао-бобов, да ещё и с различными наполнителями.

В Россию чудодейственный американский продукт попал по морю в порт в Херсоне и из Херсона был доставлен ко двору императрицы Екатерины II. Из воспоминаний генерал-лейтенанта, барона Константина Карловича Штакельберга, следует, что "...при Высочайшем Дворе после еды ничего уже не подавали, кроме кофе и чашки шоколада". Обычай этот стал привычкой и, покинув Высочайший Дворец, распространился по городу, "Петра творенью". И всякий, что называется, с деньгами, прилично одетый и светский по состоянию души, считал свои долгом дёрнуть "напитка богов".

Москвичи, приезжавшие в столицу империи, не отставали от коренных петербуржцев. Некий москвич ещё в 1818 году послал домой письмо, в котором написал: "В кондитерской лавке на Невском пьют теперь шоколад. Приезжайте! Будем пить вместе".

Призыв получил промышленное продолжение. Цитирую известный исторический документ: "В 1847 г. российский предприниматель Алексей Иванович Абрикосов регистрирует в Москве “Фабрично-торговое 'Товарищество А.И. Абрикосова'”. В 1872 году на предприятии работали 120 человек, одна паровая машина, и производило оно в год 30 000 пудов разнообразной вкусноты на общую сумму более 325 000 рублей".

В XIX веке вдохновение на почве употребления "пищи богов" достигло такой высоты, что стало нормальным делом подарить абрикосовскую шоколадку ненаглядной девушке или любимому мужчине.

Однако самыми непревзойдёнными потребителями сладостей всегда были дети. Для них и создавались красочные шоколадные и конфетные обёртки. Сюжеты, как правило, сказочные. На обёртках куда-то летят утки, едят мёд медведи, ныряют в воду русалки, пляшут феи, гномы спасают детей, заблудившихся в лесу. Тогда же было придумано вкладывать в коробки с конфетами то, что теперь называют "киндер-сюрпризом": открытки, игрушки, мозаику, карандаши.

Шоколадного зайца и не менее шоколадного Деда Мороза также придумал купец 1-й гильдии Алексей Иванович Абрикосов. И он же однажды опубликовал в газете сообщение о том, что в одном из его магазинов все продавщицы — только блондинки, а в другом — только брюнетки. Народ тут же ломанулся проверять, так ли это на самом деле или не так. И в большинстве своём не ушли покупатели без вкусной шоколадной продукции талантливого предпринимателя, по праву завоевавшего звание "шоколадного короля России".

Сегодня в моде больше, конечно, шоколад швейцарский, бельгийский, немецкий, австрийский или французский. Они же, французы, на первом месте в мире по потреблению этого кондитерского продукта на душу населения. Им же принадлежит идея праздновать ежегодно Всемирный день шоколада. Я же, вдохновлённый питательным изделием из какао-бобов, поздравляю всех с вкусным и полезным праздником. Грызите шоколад, не толстейте и будьте счастливы.
Владимир Вестер
11.07.2013
Ссылки по теме: шоколад , сладости, мечты и желания, история, еда, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль