†енский журнал ‘уперстиль
№81 // 10 мая 2016 г.
Оружие лидера. Эмоциональный интеллект
Представления об эмоциях за последние десятилетия претерпели существенные изменения, в частности благодаря возникновению в 1990-е годы теории об "эмоциональном интеллекте", основатели которой исходят из того, что человек не мог бы принять ни одного рационального решения, не будь у него эмоций, участвующих в принятии этих решений.

Эмоции учитывают все мельчайшие детали при принятии важного решения, поэтому способны оказать неоценимую помощь аналитическому уму. Эмоции полезны и умны по своей сути.

Точно так же, как расходятся мнения ученых о значении врожденных факторов в уровне интеллекта индивидуума, нет единого мнения и касательно эмоционального интеллекта. Скорее всего, имеют место как генетические причины, так и воспитание и социальная среда. Темперамент — а значит, и скорость эмоциональных реакций, их выраженность — закладывается в нас природой. Однако всем известно, что почти не встречаются чистые типы темперамента, в том числе и потому, что в процессе воспитания и адаптации во внешнем мире их черты видоизменяются.

Чаще всего психологи выделяют базовый набор эмоций: радость, грусть, удивление, страх и злость. Некоторые к этой основной пятерке добавляют еще шестую — отвращение. Помните мультик "Головоломка"? Прекрасный, кстати, тем, что рассказывает нам как раз об эмоциональном интеллекте в доступной форме. Разве можно не проникнуться теплыми чувствами к героине-эмоции Печали, чья важная роль в жизни главной героини объясняется сюжетом. Там же была и Брезгливость, это и есть та самая шестая эмоция (в мультфильме их, правда, всего пять, поскольку там нет Удивления).

Крайне важно уметь понимать и управлять своими эмоциями. Причем обучаться этому не лишне с самого детства. Профессор Йельского Университета Марк Брекет ведет курс по развитию эмоционального интеллекта для детей — для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Чтобы они уже могли обучать по его программе детей. Хорошо бы, если б такая практика обрела популярность и в других странах.

Нередко нас пытаются научить подавлять свои эмоции, убеждая в том, что они вредны и некоторые из них вообще нельзя испытывать. Однако, это скорее разрушительная тактика. Напротив, чем адекватнее мы способны определить и оценить свои эмоции, тем больше пользы они нам принесут. Конечно, внезапный гнев за рулем автомобиля или в семейной ссоре — способен нанести ущерб не только человеку, который его испытывает, но и другим. Такую эмоцию в подобной ситуации нужно уметь обуздать. Однако тот же гнев в ситуации профессиональной конкуренции можно направить в нужное русло, и тогда он станет мощнейшим мотиватором (к примеру, в спортивном соревновании или в бизнесе).

Верно используемые эмоции стимулируют и направляют наше мышление, об этом писал еще Аристотель в "Никомаховой этике".

Вообще мотивировать эмоциональными инструментами порой легче и эффективнее, чем рациональными. Вспомните харизматичных лидеров — они увлекают за собой команду не отчетами и цифрами (хотя и это тоже), а своей уверенностью в успехе, приподнятым настроением и ощутимой энергетикой.

Когда же возникает все-таки необходимость в подавлении эмоций, нужно не забывать, что на это затрачиваются колоссальные внутренние силы. Поэтому, если в момент подавления эмоций нам нужно, например, воспринять и запомнить важную информацию (на переговорах, семинарах, консультациях и т.п.), это будет сделать сложнее, чем когда мы эмоционально открыты и естественны (и соответственно ресурсы, расходующиеся на подавление эмоции, свободны для запоминания).

Вместе с тем, согласно концепции эмоционального интеллекта, сами эмоции уже несут в себе информацию. Причины эмоции могут быть универсальными (есть угроза — возникает страх), а могут быть уникальными для каждого из нас (ощутил запах церкви — вспомнил отпевание близкого родственника и загрустил, в то время как другой вспомнил венчание, и настроение поднялось).

Не менее важно уметь считывать чужие эмоции, это помогает наладить контакт с людьми, предсказать реакции, распознать опасность и т.д. Как говорил Дэвид Карузо (один из основателей теории эмоционального интеллекта) на одной из своих лекций, научиться понимать чужие эмоции одновременно легко и сложно. Нужно быть внимательными, очень внимательными. Можно прочесть хоть все книги на эту тему, но без практики это бесполезно, считает он. Нужно обращать внимание не только на выражение лица, но и на микровыражение — едва уловимые детали мимики. Сопоставлять одно с другим и делать выводы — например, улыбку со взглядом. Следить за интонациями, а особенно за изменениями в интонациях — все это может иметь огромное значение.

В развитии эмоционального интеллекта большое значение имеет эмпатия. Причем мистер Карузо говорит о двух ее видах: эмпатии когнитивной и эмпатии эмоциональной. В первом случае мы понимаем другого человека разумом. Во втором — сердцем. Второму невероятно сложно научить, но порой оно намного важнее первого.

Если практики вам все-таки мало, рекомендую прочитать книгу Дэниела Гоулмана "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ". В ней много интересного на эту тему.

Анастасия Денисенкова
10.05.2016
Ссылки по теме: чувства и эмоции
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль