†енский журнал ‘уперстиль
№24 // 9 февраля 2017 г.
Эрос Возрождения. Сладострастное искусство
Возрождение изменило всю итальянскую цивилизацию. И не только итальянскую. Были сорваны все одежды. Нагота прорвалась в мир. И повсюду распространился до селе невиданный, потаённый, притаившийся под пологом таны и запретов, эротизм.

Женское тело стали рисовать полностью обнажённым. Художники и поэты, рискуя (ведь святая инквизиция не дремала!), не принимали цензуры. Более того… Спящая Венера Джорджоне лежит в полной гармонии с миром. Она полностью обнажена на фоне деревенского пейзажа. Ню Тициана естественно реалистичны, почти возбуждают, так же ещё и потому, что моделями часто были женщины "важные" и знаменитые, как на картине Венера Урбино, где сама герцогиня Урбинская позировала перед художником.

Венеры и Дианы художника Андреа Вичеллио: уже почти одержимость. "Сюзанна в купальне" написана Тинторетто вообще с широко разбросанными ногами. В абсолютно несдержанной позе, немыслимой до того времени. В Германии одним из первых художников, решивших следовать новым курсом, был Лукас Кранах Старший с полотном "Аполлон и Диана с лежащей нимфой".

Литература тоже не отставала от живописи. Распускалось пышным цветом эротическое буйство, сопровождавшееся чаще многочисленными иллюстрациями (или гравюрами), которые подчёркивали главную мысль автора, если кто-то ещё не понял, о чём речь.

Джулио Романо создал цикл "Разные способы на картинах и позы, используемые бессовестными мужчинами с женщинами". Впоследствии этот цикл использовал в своих корыстных целях Пьетро Аретино, написав для каждой картинки сонет. А Маркантонио Раймонди сделал к сонетам гравюры с рисунков Романо. Таким образом рождалась эротическая поэзия (некоторые называют её похотливой). Надо ли говорить, что сонеты Аретино спровоцировали настоящее светопреставление.

Художник, гравёр и поэт были в Риме в услужении папы Клемента VII, когда "сладострастные сонеты" вышли в печать. Папа велел бить палками трёх мастеров и посадить их в тюрьму. Хотя прямых доказательств их греха не было, пластины Раймонди удалось уничтожить. А Пьеро Аретино бежал в ночи со всеми своими записями, в том числе "сладострастными сонетами". Бежал он в Светлейшую. Венеция, антипапская по природе, призванию и истории, где свобода была заложена в её природе, духе. Там он смог напечатать некоторые из своих самых знаменитых работ.

Словом, через некоторое время благородные венецианцы смогли сполна убедиться в непристойности сонетов:

Поскорей предадимся страсти, душа моя,

Ибо именно страсть предначертана нам Судьбою:

Я влеком твоим лоном, ты — удом, готовым к бою,

А без них за весь мир и медяшки не дал бы я.

Причём, издатели адаптировали простонародный язык Аретино, который изобиловал обсценной лексикой.

Ну ладно, Бог с ним с Аретино. Но ведь сонеты-то возникли не на пустом месте. Эти сюжеты, сценки про то, как мужчина ценит только то, что стоит денег, или созерцает разнузданный секс, который практикуют в монастырях, или говорит о женщине всего лишь неверной, были невыдуманными.

Естественно, церковь не стояла в стороне. Как противодействие разнузданности по приказу Папы родился список, где были указаны книги, запрещённые к печати. Оные должны были быть уничтожены. Обнажённость была запрещена. В огне оказались последние издания "Декамерона" Боккаччо вместе с картонами (обнажёнными) Микеланджело, приготовленными для росписи Сикстинской капеллы.

Но джин уже был выпущен из бутылки. В Европе пышным цветом расцветали рассказы и повести, а так же живописные полотна, где очень часто монахи насилуют невинных крестьянок, пока те работают в поле. И даже знаменитым художникам Рембрандту и Рубенсу не удалось избежать этой моды. Таким образом эротика в Возрождении со всей его необузданной чувственностью стала настоящей сатирой на Римскую церковь.

Но настоящей "колыбелью" эротической литературы и живописи была, без сомнения, Франция. В самом начале контр-реформации вплоть до того достопамятного момента, как заработала гильотина, здесь каждый день почти на протяжении столетия печатали неисчислимое количество книг, гравюр, поэмок, шуточек, новелл, рассказов. Все эти произведения мало назвать пикантными. Даже сегодня их маркировали бы, как 18+.

Впрочем, всеобуч эротизма в одинаковой мере интересовали в равной мере как простой народ, так и знать того времени. К примеру, произведение "Бешенство матки Марии Антонетты" было в своё время во Франции настоящим бестселлером.

Поэтому когда в очередной раз наши блюстители нравственности заведут старую песнь о чистоте нравов, не будем забывать, чем дело кончилось в Европе. Четыре с хвостиком века тому назад!
Игорь Михайлов
09.02.2017
Ссылки по теме: культура, история, искусство, время, взгляд и позиция
Архив
Темы
Авторы
©2005-2017 Суперстиль