†енский журнал ‘уперстиль
№189 // 8 октября 2014 г.
Магия тела. Русская «обнажёнка»
История живописи помнит разное отношение к человеческой наготе. И то, что было совершенно привычным для античности, воспевавшей красоту тела, стало табуированным в христианскую эпоху. Спасителя, безусловно, изображали полунагим, чтобы подчеркнуть его связь с человеческой природой, но не более. Обнаженными также изображались Адам и Ева, изгоняемые из рая. Правда, с фиговыми листами на причинных местах, в слезах и горестно бредущими в неизвестность. В этом случае нагота воплощает собой нашу беззащитность и уязвимость – не более.

А ведь человека всегда живо интересовало собственное тело.

Достаточно вспомнить анатомические театры, на которых не только медики изучали строение себе подобных, но и живописцы, которые стремились познать анатомию, чтобы правильнее изображать человека в движении.

Собственно, так и появилась художественная анатомия, до сих пор изучаемая в Академии художеств. Со временем нагота прижилась в мифологических сюжетах. Правда, всегда изображалась идеализированно красивой. Такова академическая традиция, которая тоже со временем надоела. Художники не желали писать идеал красоты, а стремились отображать правду жизни. Дальше – больше, человеческое тело становится объектом для экспериментов авангардистов, кубистов, минималистов, да мало ли кого еще. В общем, до сих пор обнаженное тело продолжает будоражить фантазию человека.

Выставка «Магия тела» рассказывает и показывает, как менялся ракурс и отношение русских художников к голому телу на поприще изучения обнаженной натуры.

И если самоотверженность Геркулеса у академиста Ивана Акимова подчеркивается атлетичностью мифологического героя, то у художников романтической школы красота не идеализированная, но манящая и теплая. Так, Вирсавия Карла Брюллова притягательна и даже соблазнительна, а Вакханка Алексея Венецианова и вовсе близка и знакома зрителю, ведь писал он ее, как и свои знаменитые портреты, с обычной крестьянки. «Натурщица» кисти Валентина Серова напоминает традиционный академический экзерсис на тему изображения обнаженной натуры. Однако, здесь нет нарочито выспренней позы, идеализации, зато есть простота, легкость и красота, та самая – природная. Рядом «Натурщица» Николая Фешина, которая лежит в не очень изящной позе, зато обрамлена таким живописным декором, что однозначно воспринимается как нечто удивительное и необычное.

И отношение к наготе перестает быть таким трепетным. Обнаженное тело теперь изображается уже не средь драпировок на постели, а в привычных бытовых условиях, например, в русской бане, во время зарядки, за мытьем полов. Так, пышная и румяная «Русская Венера» кисти Бориса Кустодиева запечатлена в бане с веником. Мастер жанровых сценок, этот художник обладал не только мастерством, но и отличным чувством юмора. На картине Виталия Тихова «В бане» мы снова видим группу моющихся женщин окутанных клубами пара, словно туманом. Кажется художникрешил перенести эксперименты французских импрессионистов с пленэра в пространство предбанника.Да и представительсурового стиля Николай Андронов отправил своих обнаженных героев, надо полагать, супругов, туда же – в баню.

Вообще, в XX веке тело интересует живописцев уже не как образ, а скорее как объект, форма. Таковы обнаженные женщины Осьмеркина, Фалька и Куприна с их осязаемыми объемами и выпуклостями. По соседству картины Альтмана и Бурлюка, в которых тело, как на детских рисунках, - условно, но всегда читаемо и узнаваемо. Полотна Александра Дейнеки также воспевают не столько красоту, сколько здоровый дух в спортивном теле. Картина же «Времена года» Дмитрия Жилинского, на которой девочка, девушка, зрелая и пожилая женщины являются олицетворением четырех основных возрастов человека – детства, юности, зрелости и старости, - апеллирует к мировой истории искусства, напоминает одухотворенные образы художников раннего Возрождения и одновременно изображения традиционной русской иконы.

Всего в первой части экспозиции «Магия тела» на Крымском валу более 70 произведений живописи и скульптуры. Выставка работает до 14 декабря.

Вторая часть проекта, в Лаврушинском переулке, посвящена эволюции рисунка с обнаженной натуры и включила в себя более 200 графических произведений в различных техниках – акварель, пастель, карандаш, уголь, сангина.

Экспозиция позволит сравнить художников московской и петербургской художественных школ. Эта часть проекта будет открыта до 12 апреля 2015 года.

Елена Вербина
08.10.2014
Ссылки по теме: кризис, искусство, выставка
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль