†енский журнал ‘уперстиль
№165 // 6 сентября 2016 г.
Игра в капоэйру. Красота и сила
Изначально она возникла как эффективный вид рукопашного боя. Некогда в Бразилии черные рабы, бежавшие от хозяев, основывали поселения в труднодоступных местах и с успехом отражали атаки правительственных войск. Рабам даже удалось создать небольшое государство, которое просуществовало почти 70 лет. Капоэйра основывалась на негритянских традициях, постепенно вбирая в себя элементы других культур.

Происхождение названия до конца не ясно, но по одной из вероятных версий оно произошло от понятия «кипура» из центральноафриканского языка киконго. Слово означает «перепархивать с места на место» и относится к петушиным боям. Действительно, капоэрист постоянно движется, меняя положение в пространстве, будто пританцовывает.

Танец возник не случайно: на Черном континенте он чрезвычайно важен во время проведения религиозных ритуалов. Вся жизнь воспринимается африканцами через призму ритма и движения, в этом они неподражаемы. Есть мнение, что свои тренировки бразильские рабы маскировали под обряды, именно поэтому капоэйра неотделима от музыки.

Однако, современная капойэра – совсем не то, чем пользовались беглые невольники. До тридцатых годов прошлого века она считалась грубой субкультурой низших слоев общества и была запрещена законом. Однако в 1900 году родился человек, который всё изменил. Его звали Мануэль душ Рейш Машаду, но в историю он вошел под именем Местре Бимба. Переняв основные движения от своего отца, он совершенствовал навыки с африканским тренером и вскоре сам стал инструктором.

Его угнетало униженное состояние капоэйры, он задумал ни много ни мало реабилитировать ее в глазах общества. Он внимательно изучал другие стили, брал уроки бокса, джиу-джитсу, греко-римской борьбы и переносил лучшее в свой стиль, который получил название «Режионал». Традиционным мастерам не нравились нововведения, они упрекали его в неэффективности, но Местре Бимба раз за разом доказывал превосходство своей техники, выигрывая поединки. У него появились ученики, а в 1932 г. – своя школа.

Параллельно он вел работу над улучшением имиджа спорта. Ученикам полагалось чисто и опрятно одеваться, отказаться от табака и алкоголя. Они также должны были культивировать в себе осмотрительность, умеренность, умение чувствовать себя и партнера. Одно из правил гласит: «Избегать разговоров во время тренировок, вместо этого наблюдать и учиться».

Добиваясь внимания политиков, Местре Бимба доказывал им, что капоэйра – ценное культурное наследие страны. В конце концов, лед был растоплен: он смог представить ее диктатору страны Гетилио Варгасу. Тот отнесся положительно и легализовал капоэйру. В 1937 году Местре Бимба уже преподавал ее в армии и полицейской академии. В 1942 году открылась вторая школа.

Помимо Местре Бимбы, был еще один человек, поднявший капоэйру на щит, – Местре Пастинья, который был старше первого местре на 11 лет. Его стиль называется «Ангола». В отличие от стремительного и жесткого режионал, ангола имеет больше плавных и статичных движений.Также различались методы обучения: если Бимба пользовался европейской системой последовательного перехода от простого к сложному, то Пастинья предпочитал принятый ранее метод наблюдения, когда новичок смотрел и повторял за старшими. Таким образом, Пастинье удалось сохранить традиции, которые стали особенно востребованы, когда капоэйра распространилась за пределы Бразилии. Между двумя направлениями нет соперничества, можно выбрать любое из них в зависимости от личных предпочтений.

Капоэйра – это бесконтактный бой, там нет понятия «поединок», есть «игра». Игроки называют друг друга не соперниками, а товарищами. Все становятся в круг («рода»), музыканты задают ритм, и, поймав нужное состояние, участники попарно начинают игру. Задача игрока – поймать напарника врасплох и вывести из равновесия.

Впрочем, капоэйра хороша тем, что основной ее задачей является научить человека управлять своим телом, ловить эмоции, приводить их в согласие. Получать удовольствие от движения можно в любом возрасте и состоянии. Этим видом спорта может заниматься и ребенок, и старик, и выносливый, и слабый. Каждый найдет что-то созвучное его душе: кто – стратегию и хитрость, кто – ловкость и силу, а кто – красоту и гармонию.

Екатерина Дупленская
06.09.2016
Ссылки по теме: спорт и фитнес, музыка
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль