†енский журнал ‘уперстиль
№38 // 3 марта 2016 г.
Забытые имена. Сентиментальная женская проза
Сентиментальная женская проза… В конце XIX - начале XX века в нашей стране была удивительная литература, которая и сегодня завораживает читателей как образец творчества романтично настроенных дам того времени.

Самой яркой представительницей сентиментального жанра была Лидия Чарская (урожденная Воронова). Она родилась в Петербурге в 70-е годы XIX века в семье военного инженера. Девочка рано потеряла мать, отношения с мачехой были сложные, и Лида не раз убегала из дома. В итоге ее отдали в Павловский институт благородных девиц, который тоже казался ей тюрьмой. Недолгий брак с офицером Борисом Чуриловым, рождение ребенка, драматические курсы при Императорском театральном училище, после окончания которых ее в 1898 году взяли на единственное свободное женское место в Санкт-Петербургский Александринский Императорский театр. Там она прослужила до 1924 года и именно там взяла псевдоним "Чарская". Но вот роли ей давали эпизодические, а Чарская грезила Катериной из "Грозы".

Зато ее литературная работа шла блестяще. Первая повесть "Институтки", родившаяся в 1901 году из ее дневников, произвела фурор. И началось! Повести выходили из-под пера Чарской одна за другой: "Гимназистки", "Белые Пелеринки", "Люда Влассовская"… При этом больше всего писательницу волновала судьба брошенных, потерянных, украденных, осиротевших детей ("Лесовичка", "Записки сиротки"", "Приютки", "Записки гимназистки).

Особое место в произведениях Чарской уделялось чистоте души, подвигам, благородству, чудесам, в том числе чудесам преображения — отрицательные герои под влиянием положительных менялись в лучшую сторону. Например, такое перевоплощение произошло с девочкой-горбуньей из "Записок гимназистки" под влиянием сиротки Лены, взятой в ее дом.

Все произведения Чарской сентиментальны, и большинство из них заканчиваются хеппи-эндом. Девочки, да и мальчики просто зачитывались. Произведения Чарской переводили на другие языки, к ней в дом нескончаемым потоком шли письма восторженных читателей. Однако после революции Чарскую печатать перестали, изъяли ее книги из библиотек и проводили в школах "показательные суды". В итоге она бедствовала и страдала. Лидия Чарская умерла в 1937 году, и смерть эта осталась незамеченной.

Тема детства и институток была близка и другим писательницам. Одной из них была Надежда Лухманова (1844-1907). Она происходила из псковских дворян и, оставшись сиротой, тоже поступила в женский Павловский институт. Свою фамилию она получила от первого мужа, подполковника Лухманова, с которым, впрочем, быстро рассталась. Ее личная жизнь по тем временам могла считаться бурной — гражданский брак с начальником Московского военного госпиталя, затем официальный брак с сыном тюменского капиталиста Колмогорова. Во время русско-японской войны она была и сестрой милосердия, и военным корреспондентом. Лухманова — автор множества детских рассказов, "Очерков из жизни в Сибири", романов для взрослых, но главными произведениями в ее жизни стали "институтские" повести "Девочки" и "Институтки" - энциклопедия жизни в дореволюционной России.

Еще одним автором из этой славной когорты была уроженка Псковской губернии Александра Анненская (1840-1915), в 11-летнем возрасте переехавшая с матерью и сестрой в Петербург. Окончив пансион, она стала педагогом и содержала собственную частную школу.

Ее юные героини тоже трудно живут. К примеру, Аня из повести "Без роду, без племени" — сирота, которая мучается в приюте и сбегает оттуда, встречая на своем пути множество испытаний. Печальна судьба и Аленушки — героини повести "Чужой хлеб", которая живет в доме состоятельной барыни и терпит все прихоти ее взбалмошной дочери, и сиротки Соня из повести "В чужой семье", и Веры из "Младшего брата…

Елизавета Кондрашова родилась в 1836 году в Вятке. Как и Чарская и Лухманова, она была выпускницей Павловского института. Будущая писательница работала в газете "Правительственный вестник" и журнале "Новь". Но прославилась благодаря книге "Дети Солнцевых", где тоже воссоздала атмосферу жизни Института, рассказывая о трудной судьбе двух сестер - Кати и Вари. Книга вышла в 1887 году. В этом году Кондрашова умерла, так и не узнав, что ее произведение стало настольной книгой для многих девушек.

А вот в творчестве Елизаветы Водовозовой не было ни особой сентиментальности, ни эмоционального языка, и потому оно стоит особняком. Писательница родилась в 1844 году в помещичьей семье и закончила Смольный институт, где инспектором в то время был сам Ушинский. Основной ее деятельностью была публицистика и педагогические статьи, однако она написала и по-настоящему захватывающий роман — "История одного детства".

Водовозова создала целую галерею мрачных образов — людей грубых, агрессивных, жестоких по отношению к своим детям... Она блестяще воссоздала суровые институтские нравы, описывая холодный кофе по утрам, неудобные пелеринки, самодурш-наставниц и незавидную участь тех учениц, которые не выдерживали установленных в институте порядков…

Все эти книги интересно читать и сегодня в любом возрасте, когда хочется окунуться в тот особый, давно канувший в Лету мир...

Екатерина Щеглова
03.03.2016
Ссылки по теме: литература, имена
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль