†енский журнал ‘уперстиль
№38 // 3 марта 2016 г.
Гусь и гагара. Поэт и жена поэта
Какая жена должна быть у поэта? Всё зависит от того, какой он сам – мастер художественного слова и рифмованной строки.

Поэты бывают нескольких типов.

Первый тип – признанный гений. Жена ему нужна покорная, понимающая и всепрощающая. Потому что если она будет иной, то потомки будут долго ругать её за то, что не смогла быть достойной имени великого мужа.

Второй тип – гений в отставке. Привыкший к восхищению, он не осознает момента, когда популярность проходит, и продолжает жить прошлой славой. Дух борьбы у него есть, но к плаванию в море житейском он не готов. Его прошлые заслуги забыты. Они уже не приносят денег. Да и нужные двери если и открываются, то скорее из сочувствия и жалости к нему, нежели благодаря таланту и свежим произведениям. И лишь верная и преданная жена продолжает поддерживать его реноме. А неверная уходит к другому творцу.

Третий тип – сибарит-романтик. Этакий Поэт Поэтыч, "синтаксическая машина" и рифмоплет со "звездной" болезнью. Пишет ли он много или мало – неважно, потому что все его вирши остаются белибердой и графоманией. Он не любит напрягаться, он не борец и не добытчик. В таком случае супруга вынуждена брать на себя ответственность за семью и решать все насущные бытовые вопросы. И тут уж никакой корысти у женщины не найти – жить с этим "фруктом" возможно исключительно по любви.

Четвертый тип – поэт хороший, но не лишенный романтического флёра. Он эгоист и свободолюбец. Ему важнее собственное творчество, стихи – песни, а о хлебе насущном он особо не думает. Дома у него толпятся компании, собираются друзья, бурлит веселье. И жена должна всех кормить и поить и быть радушной хозяйкой даже в том случае, если ей эта повинность тяжела. В общении наедине с супругой такой человек часто мрачен, тяжел и угрюм. Иногда под влиянием момента он может пообещать жене: "Я подарю тебе звезду", - но она вряд ли когда-нибудь дождётся обещанного. Если же женщина возмутится, то он не будет возражать и спорить, а просто-напросто уйдет к другой.

Пятый тип – натура тонкая, ранимая и до крайности поэтическая. Всю свою жизнь он изъясняется высоким штилем и рифмует, и проза для него не существует вовсе. Любимую жену он боготворит, но носить на руках не может – сил не достаёт. Его можно назвать "вечный Пьеро", потому что он такой же грустный, меланхоличный и правильно-послушный. Для женщины положительным моментом является ещё и то, что он не подвержен вредным привычкам и никогда не изменяет супруге. Жена у него обычно бывает либо трепетная, либо волевая и крепкая, как скала. Но муж рад выполнять её приказы и ходить по струнке.

Предприимчивая и практичная жена любого поэта так умело распоряжается творениями мужа, что и на хлеб с маслом и икрой раздобудет, и семейный бюджет пополнит, и популярность супруга приумножит.

Мудрая супруга внимательно следит за творчеством своего благоверного, все замечает и подмечает. Она знает, что, если поэт заговорил новым языком, значит, у него появилась либо новая женщина, либо другое увлечение. Поэтому она вовремя может обезопасить себя и отрегулировать отношения в паре.

Но следует признать, что настоящий поэт подобен ветру, поэтому ему нужна определенная степень свободы. Он легко взмывает ввысь, но с трудом приземляется и не засиживается на одном месте. А разве можно поймать ветер? Если женщине это всё же удаётся, то в семейной жизни он может стать сквозняком. И вдобавок его вдохновение начнёт хромать и спотыкаться. Так что сообразительная женщина встраивается в поток и парит в небесах вместе с любимым.

Поэту обычно важно делиться своим творчеством с благодарной аудиторией. И первой слушательницей его виршей оказывается супруга. В любое время дня и ночи она должна быть готова внимать написанным им строкам. И хорошо, если это уровень Пастернака, Высоцкого, Визбора или какого-то другого, вполне достойного стихотворца, а если это некто типа Майданова из повести "Первая любовь" И.С. Тургенева? Помните: "Он выкрикивал нараспев свои четырехстопные ямбы, рифмы чередовались и звенели, как бубенчики, пусто и громко"? И отказаться от концерта с декламацией стихотворных произведений в любое время суток супруга не моги! Иначе – скандал, развод и девичья фамилия. При этом как бы наш современник ни читал – энергично и громко, тихо и нудно, с завываниями и жестикуляцией – жена не смеет отвлекаться или задремывать. Не скажу, что это подвиг на ниве брака, но все же нечто героическое в подобном терпении есть.

Порой поведение поэта граничит с безумием. Он вскакивает ночью и мчится к письменному столу, чтобы записать пришедшие на ум строки. Он ревнив, задирист, как петух, любит погусарить, выпить лишнего и помахать кулаками. Но право жены (а не обязанность!) – создавать или нет своему чудаку комфортные условия, оставаться в его тени или заниматься своим делом.

Плохо, когда поэт в своём воображении создает образ жены, как Пигмалион Галатею, а потом, когда творческий вымысел расходится с реальным воплощением, на неё же и гневается. Его возмущает, что у супруги есть собственные мысли и чувства, а не те, которыми он её наделил. Он не понимает, что обнаруженное несоответствие – побочный эффект его "полета в небеса". Видимо, не зря Фолкнер советовал убивать своих возлюбленных.

Жена же любит мужа-поэта таким, какой он есть. Она готова его прославлять, утешать, спасать и т.д. Она снисходительна к его особенностям и причудам. Идеальная жена поэта может вырвать любимого из самых сложных обстоятельств личной и творческой жизни. Она прощает ему спесь, зазнайство, глупую важность, честолюбие, тщеславие, непомерные амбиции, плохое настроение и т.п. А вот наилучший вариант – это когда в семье два поэта, муж и жена. Тогда получается гармоничная пара, как говорится, гусь и гагара. Но таких чрезвычайно мало.
Мария Морозова
03.03.2016
Ссылки по теме: семья и брак, отношения
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль