†енский журнал ‘уперстиль
№19 // 2 февраля 2017 г.
Как приманить музу? Вдохновение и озарение
И вот появляется она - муза! В белоснежном хитоне, с чёрными кудрявыми локонами, с лирой в руках. Она начинает услаждать слух мастера дивной музыкой, нашёптывает ему ободряющие слова и - о, чудо! Забыв обо всём на свете, писатель строчит роман, кисть художника будто сама скользит по холсту, а композитор, пользуясь подсказками музы, сочиняет абсолютный хит.

Ну, а если по-научному, вдохновение - это особое состояние человека, которое характеризуется крайним эмоциональным напряжением, душевным подъёмом, и, как следствие, высокой творческой производительностью.

Человека будто несёт бурный поток, он весь поглощён работой, не замечает ничего вокруг и даже теряет ориентацию в пространстве и времени. Вдохновение - это эйфория, которая приносит плоды.

Как же охотились за вдохновением великие мастера?

Пушкин любил писать, лёжа в постели - так ему легче думалось. Импульсивный холерик, набегавшись за день, к ночи он стремился полностью расслабить тело. Где бы он ни находился, он всегда просил поставить ему к изголовью столик с бумагой, перьями и чернилами. Иногда он предварял процесс стихосложения серией рисунков - настраивался на творческий лад.

Многие творческие люди обожают гулять в одиночестве по тихим живописным местам - пешие прогулки на свежем воздухе прекрасно стимулируют мозговую активность. К тому же нет ничего более прекрасного и совершенного, чем сама природа. Большой знаток и любитель природы Константин Паустовский писал: "Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой".

А шведская писательница-детективщица Камилла Лэкберг, наоборот, не выносит тишины. Она приходит с ноутбуком в какое-нибудь шумное кафе, и только там может писать свои книжки. Маяковский тоже черпал вдохновение в городском шуме, а ещё он любил, чтобы его окружали колоритные личности из простого народа. Поэтому он сочинял стихи, катаясь в трамвае.

Тяжёлые сани, везущие боярыню Морозову в ссылку, утопали в рыхлом снегу, да ещё их обступила толпа обывателей - кто-то улюлюкает, кто-то, наоборот, сочувствует фанатичной староверке... Суриков долго бился над своим знаменитым полотном, но всё тщетно - сани стояли как вкопанные, и сюжет лишался столь важной динамики. Однажды на улице он увидел бегущего за повозкой мальчика - и вот к живописцу пришло озарение! Он перенёс мальчика на картину, тот придал саням ускорение, и они, наконец, поехали.

Вольфганг Амадей Моцарт не предпринимал ни малейших усилий для прихода вдохновения - оно посещало его так часто, что порой он едва успевал переносить рождавшуюся в его голове музыку на нотный стан. Когда на свет появлялось несколько вариантов одной партии, и все они были гениальными (а как иначе, ведь это ж Моцарт!), композитор подбрасывал игральные кости, доверяя выбор провидению.

Пётр Ильич Чайковский - автор лёгких, воздушных, искромётных, а то и величественно грустных, проникновенных, будто льющихся из сердца мелодий - сочинял с трудом. И к тому же был перфекционистом. Он садился к роялю, что-то наигрывал или просто гонял туда-сюда ученические гаммы - и так мог изнурять себя часами, пока, наконец, не рождался шедевр.

К иным озарение приходит во сне. Менделеев никак не мог систематизировать существующие в природе химические элементы. И вот однажды ему приснился сон, в котором все аргентумы и гидраргирумы аккуратненько встали на свои места. Другому химику, Фридриху Августу Кекуле, приснилась змея, кусающая себя за хвост, - так было открыто бензоловое кольцо.

Чего греха таить - чтобы приманить музу, многие великие личности прибегали к различным допингам и стимуляторам, в том числе запрещённым. Но есть куда менее вредные для здоровья и порой более действенные способы достижения творческих целей.

Вот несколько советов.

- Организуйте себе творческое пространство. Уберите с глаз долой всё лишнее, яркое, броское, отвлекающее. Выключите телевизор, выйдите из интернета (если он не задействован в вашей работе). Обязательно проветривайте помещение.

- Гиподинамия - злейший враг творчества. Занимайтесь спортом или хотя бы начинайте день с физических упражнений. О пользе пеших прогулок мы уже говорили.

- Будьте наблюдательными, подмечайте детали. То, что вы ищете, наверняка лежит на поверхности - нужно лишь уметь это разглядеть.

- Варитесь в избранной вами среде. Если вы художник - ходите в музеи и галереи, если писатель - читайте как можно больше книг, если композитор - слушайте музыку. Не останавливайтесь на каком-либо одном жанре, пусть даже он ваш любимый - вносите в программу разнообразие. Учитесь у признанных мастеров и чаще общайтесь с коллегами по цеху.

- Меняйте обстановку, чередуйте виды деятельности. Если вы уже целый час сидите перед чистым листом бумаги, не мучьте себя, а займитесь каким-нибудь другим общественно полезным делом. Пусть лучше это будет физическая активность.

- Периодически пробуйте что-либо новое, даже если раньше это занятие вас не привлекало. Пусть писатель займётся живописью, а художник музыкой. Кстати, не зря говорят, что талантливые люди талантливы во всём - история знает немало примеров, когда большие мастера в совершенстве владели несколькими творческими дисциплинами.

- Не бойтесь совершать ошибок, быть глупым, смешным, неправым. Потом начнёте редактировать текст, лишнее уберёте. Картину маслом тоже можно всегда исправить. Не зацикливайтесь на былых творческих неудачах, смотрите только вперёд. Не обращайте внимания на некомпетентных критиков и уж тем более на завистников и злопыхателей. А если вы учёный, и в результате озарения выдвинули чересчур смелую гипотезу, - будьте уверены, что вас в любом случае назовут сумасшедшим, независимо от того, правы вы или нет. Ну а там - время покажет.

- Чаще отдыхайте, расслабляйтесь, освобождайте мозг от посторонних мыслей - в этом вам помогут специальные психологические упражнения.

Но не ленитесь - вдохновение не любит праздных. И не откладывайте решение творческих задач в долгий ящик, иначе вы сами устанете от своего детища.

- Поймав музу, не теряйте время зря. Писатель должен всегда и везде носить с собой блокнот, художник - альбом для набросков, композитор - нотную тетрадь.

- Любите! Даже несчастная любовь способствует творческим выплескам, а уж любовь счастливая буквально окрыляет!

Роман Широков
02.02.2017
Ссылки по теме: состояние, мысли, искусство
Архив
Темы
Авторы
©2005-2017 Суперстиль