†енский журнал ‘уперстиль
№184 // 1 октября 2014 г.
Джаз повсюду. "A Love Supreme" – 50
Ценитель джаза, математик, предприниматель Виктор Войтов решил продлить праздник и организовал концерт "Международный Джаз Форум", который состоится в Московском Доме Музыки 7 октября и будет посвящен пятидесятилетию записи шедевра Джона Колтрейна "A Love Supreme".

Об участниках концерта, смысле джаза и пользе мечты Виктор рассказал главному редактору superstyle.ru Елене Вышинской.

- Как рождалась идея концерта?

- Много о чем мечталось. 5 лет назад было пятидесятилетие шедевра "Kind of Blue" Майлса Дэйвиса . Тогда я приобщился к изданию книги на русском языке, а концерт организовать не получилось. Вместе с Дэйвисом в той записи принимал участие еще один гений – Джон Колтрейн, чья незабываемая "A Love Supreme" и появилась 50 лет назад, повлияв на многие поколения музыкантов и ценителей…

- А на вас?

- В первую очередь речь обо мне!

- Вы так просто запоминаете даты – пятьдесят лет одному произведению, другому?

- Шедевры такого масштаба можно перечислить по пальцам одной руки. Гениев вообще мало.

Вот, к сожалению и стыду, дни рождения детей, внуков и друзей, могу не сразу вспомнить, а здесь, видимо, что-то глубинное…

- Помните, когда джаз появился в вашей жизни?

- Я даже день запомнил, такое было потрясение. Мне было 17 лет и я по уши был увлечен Чабби Чеккером, Элвисом Пресли, появившимися "Битлз". И понимал, что в музыке меня еще куда-то тянет, но не понимал куда. А один из моих знакомых, сын высокопоставленного работника ЦК КПСС приехал из Праги с международного фестиваля джаза, привез пленки, я купил первый магнитофон… Начал слушать "непонятные записи", превратившиеся в совершенно потрясающие ощущения, которые я испытал после неоднократного прослушивания. И это определило все мои будущие отношения с джазом и, наверное, с искусством вообще.

Личное, найденное, подлинное, добытое, прочувствованное… Моё собственное открытие, когда интуиция оказывается абсолютной истиной! Не было никаких сомнений, что это совершенно сумасшедшая музыка, ни на что не похожая, потрясающая и глубокая. Сколько в ней всего скрыто. Месяца два слушал и не обращал внимания, а вдруг открыл столько для себя очень важного. И понял тогда, что главное проявляется не сразу и нужно быть внимательным и терпеливым.

- Все, кто слышал ваш саксофон, считают вас профессионалом…

- В Бауманском университете я играл в ансамбле, а когда закончил - надо было выбирать по какой специальности идти в армию – по основной или в оркестр. Выбрать музыку уверенности в себе мне не хватило. А любовь осталась.

Джаз стал для меня точкой отсчета. И в искусстве, и в науке, и в бизнесе, и в отношении к жизни, и даже к людям. Как-то это все взаимосвязано. В джазе я почувствовал глубину и искренность. Надежные отношения, надежные люди… Джаз никогда не предает.

А в то время, в начале 70-х, это было "особое министерство" людей знакомых, музыкантов, никак не связанных ни с коммерческим успехом, ни с прагматизмом.

Джаз – это язык общения, имена и знаки. Ничего не надо было объяснять. Возникало понимание, отношения, дружба. Такое было невероятное время. Джаз, напомню, официально был не признан.

- Такая страстная преданность джазу наверняка отразилась на всем, что вы делаете?

- Он - важная часть моей внутренней жизни. Джаз, прежде всего, дал мне свободу, которую он в себе нес. Свободу личности, свободу человека. (Ни воспитание, ни школа, ни социальная среда этого даже не подразумевали). И все, что я потом сделал, и в науке, и в бизнесе, определил во мне джаз. Я научился чувствовать и своим чувствам доверять. Например, когда началась Перестройка, появилась возможность реализации, свободы выбора, я начал действовать и здесь, для меня, была параллель с джазом.

- Много ли джаза в вашей семье?

- Обе мои дочери очень музыкальные, но они не стали профессиональными исполнительницами. Зато мы много импровизируем, играем в четыре руки, поем джазовые стандарты…

- А в работе?

- Я занимаюсь шоколадом, какао – товар колониальный, так что здесь смесь черного и белого, афроамериканского и европейского – абсолютный джаз. Даже в названии нашей компании "Инфорум", сокращенно от "international forum", международный форум, есть отголоски джаза, потому что джаз – это собраться всем вместе, это коллективная импровизация.

- Популярность джаза растет…

- Работают джаз-клубы, выпускаются диски и книги… Но если меня спрашивают: с чего начинать знакомство с джазом, я по-прежнему советую шедевры. Все остальное – долгий путь, который возможно откроется, а возможно – не откроется.

- Ваш концерт для знатоков джаза?

- Мы посвящаем его, я напомню, пятидесятилетию создания Джоном Колтрейном, вечной "A Love Supreme", но в этот вечер, конечно, она звучать не будет - выступят музыканты, в разное время испытавшие на своем творчестве влияние этого гения джаза.

- Кто они?

- Трио Якова Окуня, Александр Пищиков, Карина Кожевникова…

С одним из лучших джазовых пианистов Европы Яковом Окунем будет играть замечательный контрабасист Макар Новиков приглашенный американский барабанщик Byron “ Wookie” Landham . Другой его не менее известный коллега Mark Whitfield выйдет на сцену c «Алексей Подымкин / Александр Пищиков “прожект“». Все исполнители достойны самых эмоциональных эпитетов, надеюсь, что концерт будет подарком ценителям джаза. Прозвучит и классика джаза и произведения, написанные специально к этому дню.

- Жаль, что на концерт смогут попасть лишь немногие счастливцы.

- Да, в Доме музыке "Джаз Форум" будет звучать только 7 октября, но зато 9 октября его " отголоски" можно будет услышать в джаз клубах "Эссе" и "Ле Клуб". И еще мы запланировали студийную запись, чтобы воспоминания о концерте сохранились не только в памяти, но и на дисках. Хотя, конечно, ни с чем нельзя сравнить ощущение от музыки, возникающей сейчас и здесь, в присутствии слушателей, чья энергия передается музыкантам. Джаз – это всегда неожиданность.



Елена Вышинская
01.10.2014
Ссылки по теме: музыка, интервью
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль