†енский журнал ‘уперстиль
№186 // 1 октября 2010 г.
Марио Ланца. Голос XX века
Спой мне этой ночью одну песню,

Прелестную песню тихим голосом,

Спой мне на берегу моря

Может быть, я больше её никогда

Не услышу!

Пальму первенства в рейтинге самых завораживающих певцов и мужчин в истории эстрадной песни держит до сих пор американец итальянского происхождения Марио Ланца.

Альфредо Кокоцци родился в 1921 году в Филадельфии в семействе, вестимо, итальянских эмигрантов, Антонио Кокоцци и Мария Ланца. Так что творческий псевдоним, которому суждено было покорить мир, обессмертил имя и фамилию матери певца. Что, по-видимому, не случайно. Ибо от матери он унаследовал не только нежную лирическую интонацию, но и весь облик, весёлость, бурлеск.

Альфредо родился в год смерти Карузо, что, само собой разумеется, не может не быть истолковано его поклонниками, а особенно поклонницами, в качестве знака свыше.

А, собственно, почему бы и нет? Раз необыкновенный голос был дан ему от Бога. Не так уж много добавили ему уроки сначала американской учительницы Айрен Уильямс, а потом знаменитого, но довольно пожилого Энрико Розати, учителя великого тенора Беньямино Джильи.

Ланца не очень любил учиться, предпочитая музыке занятия спортом. А музыку запоминал по старинке: многократно прослушивал грамзаписи, в первую очередь, – своего кумира Карузо. До конца своих дней "величайший голос XX века", по выражению Тосканини, так и не подружился с нотной грамотой.

А ведь учился в музыкальной школе у самого Кусевицкого! Вот этот нюанс послужит в дальнейшем поводом в академической среде, чтобы бросить ему обвинение в том, что Марио Ланца так и не стал великим певцом.

В чём-то они правы, если поверять певческий талант Марио количеством опер, а в его послужном списке всего лишь одна из них – "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини. Всякий раз он порывался в своей жизни вернуться на оперную сцену, но всё это осталось из разряда благих намерений.

Наверное, ему было достаточно просто петь, как птичке певчей, не особо задумываясь о завтрашнем дне. Петь о превратностях любви, о молодости, брызжущей через край, красоте окружающего мира.

Он был беззаботен, как стрекоза в басне Крылова, в основном снимался в фильмах, принимал участи в мюзиклах, давал концерты, флиртовал с поклонницами, в которых не было недостатка, и меньше всего задумывался над тем, что надо как-то остепениться.

Слава пришла к нему благодаря Голливуду, который тиражировал лёгкие, как пузырьки шампанского, фильмы с участием Марио, с немудрёным, ходульным, сюжетом, где главное было музыкальное сопровождение, а всё остальное – делом второстепенным.

Есть такая особенность у певцов. Красивый голос рождается не в худом теле. Вспомним Паваротти, который, женившись на молоденькой, стал худеть, лишился своего лучащегося голоса, а потом и умер.

Марио в этом отношении не был исключением. Он был склонен к полноте. Поэтому киношникам приходилось прибегать к немалым ухищрениям, чтобы поначалу записать музыкальное сопровождение фильма, а потом, после того, как герой любовник избавиться от двойного подбородка и выпирающего живота, быстренько запечатлеть его на киноплёнку.

Иной раз он сбрасывал до 25-30 килограммов между началом и концом съёмок. В фильме "Because You're Mine" (1952) это настолько очевидно, что можно подумать, что играют два разных актёра.

В 1954 году во время съёмок фильма "The Student Prince" по мюзиклу Ромберга-Донелли Ланца вдрызг разругался с режиссёром, который пытался не только втолковать Марио, как надо играть, но и как нужно петь. Оскорблённый в лучших чувствах Марио перестал являться на съёмки. И этот конфликт так никому и не удалось погасить, дело дошло до судебных разбирательств в связи с нарушением контрактных обязательств. В итоге Марио был заменён другим актёром, певшим под фонограмму Ланца.

Как это часто случается с творческими людьми, Марио быстро нашёл лекарство ото всех невзгод: алкоголь. Друзья пробовали ему помочь, но Марио хватило ненадолго. После невероятного успеха у зрителей фильма "The Serenade" (1956), который, к слову сказать, снимался на другой голливудской студии, последовало ещё два: "The Seven Hills of Rome" (1958) и "For the First Time" (1959).

Болезни, связанные с лишним весом и скачками давления, в конце концов, загнали его в одну из римских клиник.

Рано поутру 7 октября неунывающий Марио Ланца пел в своей палате на 4-м этаже, его голос разносился по всем коридорам. А днём его не стало… Вердикт врачей – тромб в сердце.

Но безутешную публику это не устроило, поэтому впоследствии появилась версия, согласно которой к гибели Марио причастна мафия. Якобы он отказался от сделки с мафиозными кланами, которые хотели заработать на нём немалые деньги. Версия не лишённая, кстати, основания. К примеру, Фрэнк Синатра не отказывался от услуг мафии.

Так или иначе, спустя 38 лет Марио вернулся на родину предков, на сей раз навсегда, чтобы стать легендой. Паваротти, Каррерас и Доминго всегда говорили, что стали оперными певцами под влиянием Ланца.

Вслушайтесь в голос Муслима Магомаева и вы поймёте, кто напитал его невероятной эмоциональностью и страстью, над которыми время не властно!
Игорь Михайлов
01.10.2010
Ссылки по теме: музыка, культура, история, знаменитости, жизнь и судьба, голос
Архив
Темы
Авторы
©2005-2020 Суперстиль