†енский журнал ‘уперстиль
№97 // 1 июня 2016 г.
Герои метр с кепкой. Романтика и подвиг
Вот, например, начнем с мелочей. Идешь по улице, бодренько так, возможно, каблучками постукиваешь, и вдруг не дай Бог спотыкаешься: смешно машешь в воздухе руками, чтобы удержать равновесие, чертыхаешься, скорее всего, и жар в лицо ударяет. Но вот ты герой, на ногах удержалась и победоносно продолжаешь свое шествие. А вот представь, что ты все-таки шлепнулась плашмя на асфальт. Жуть ведь! Что с коленками будет? А руки куда девать при падении? А раньше ведь падали и ничего: поплевала, подорожник приложила, дальше играть пошла… Конечно, высота падения была другая, и ускорение другое, но коленки-то все равно вдрызг. Но это самый примитивный пример.

На самом деле, с возрастом перед тем, как совершить действие, ты привыкаешь сперва задуматься о последствиях. И это считается разумным поведением. А неоправданный риск, как правило, осуждается, что очень логично с позиции зрелого чувства самосохранения. Поэтому все те случаи, когда кто-то, условно говоря, под поезд бросается, чтобы собаку спасти, вызывают бурю эмоций и разговоров о бесстрашии, необъятных объемах сердца и прочем. А детей все больше подозревают в неразумности, отсутствии опыта и невзвешенности поступков.

Но часто у них чувство страха просто занимает далеко не первое место, проигрывая понятиям чести, долга и необходимости предпринять решительные действия.

Собственно, это нас всегда и восхищает в киногероях и персонажах книг, к этому мы бы и сами рады стремиться, да только часто оказываемся слабы. Но вот на глазах у маленькой девочки волк погнался за козой. Коза в ужасе, волк того гляди ее настигнет, и тогда все, не будет у них больше козы… И что же делает малютка? Хочет спасти козу и пытается ухватить волчий хвост, чтобы оттащить хищника от его жертвы. Взрослые успевают вмешаться, поэтому и девочка, и коза остаются невредимы. Скажут, какая неразумная девочка! Но это не так. Просто волк же козу прямо сейчас съест, и допустить этого никак нельзя.

У другой малышки лет девяти была любимая кошка и младшая сестра. И они часто с этой кошкой гуляли на поводке, как с собакой. И вот они как-то раз гуляют, а один из бывших тут же ребят стал кошку дразнить (он-то точно по глупости). Кошка испугалась, вырвалась и побежала через весь двор, а за ней погналась чья-то мелкая собачка. Кошка залезла на дерево, девочка ее сняла и держит, а собачка вокруг прыгает и лает. Кошка вырывается, но отпустить ее никак нельзя, потому что она в подвал может убежать, и тогда ее не поймаешь, и она может пропасть навсегда. Кошке страшно, и она начинает кусать руки, которые ее держат, кусает до тех пор, пока собаку не отогнали. Девочка с кошкой идет забирать младшую сестру из песочницы. Идут по улице – картина жуткая: обе ревут, одна в крови с головы до ног, кошка висит вниз головой, потому что по-другому держать ее уже не получается, но надо обязательно до дома донести… Потом, конечно, месяц у девочки обе руки в бинтах, но зато любимая кошка, как всегда, спит в ногах. Честно говоря, очень сложно представить себе, как бы повел себя взрослый человек. Скорее всего, он бы предпочел потом месяц ходить вдоль подвальных окон, умоляя кошку вернуться. Поэтому перешедшая в пионерский фольклор история про спартанского мальчика, которому лисица выела живот, а он и вида не подал, действительно совсем не обязательно должна была происходить в милитаристской Спарте.

Дети часто, как романтические герои, готовы на жертвы во имя высоких целей. Спасти друга, который идет ко дну, а никто из взрослых этого не замечает, или кинуться наперерез бабушке, которая хочет вытереть пол после бытового потопа, не заметив, что в воде идет искрами электрический провод, так же как, не задумываясь, отдать выпавший кошелек или телефон прохожему.

Все это проявление естественного участия к чужой судьбе, требующее мужества и решительности. Взрослея, мы иногда забываем о своих детских подвигах, просто потому, что перестаем относиться к ним серьезно.

А зря, ведь такие воспоминания часто помогают правильно поступить в настоящем, так же, как пример собственных детей, которых с утра до ночи учат стратегиям добра: «защищай младших», «не бери чужого», «не будь трусом», «слушай свое сердце».

Александра Юргенева
01.06.2016
Ссылки по теме: характер, дети
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль