†енский журнал ‘уперстиль
№118 // 1 июля 2016 г.
Гнутый тренд. История венского стула
Харизматичный и обаятельный герой романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" Остап Бендер был точен в своих высказываниях. Однажды, находясь в хлопотных поисках бриллиантов мадам Петуховой, он посетил одно кефирное заведение молодой советской страны. В его стенах, где когда-то размеренно шла богатая жизнь Кисы Воробьянинова, он воскликнул, что и посидеть-то у вас со вкусом не на чем. В тот момент ему хотелось "посидеть" на конкретных стульях, обивка которых скрывала сокровища.

Но есть в мире мебели стулья, которые сами по себе сокровища: совершенно уникальные по своей элегантности и лёгкости, прочности и долговечности. Они не собираются выходить из моды и возвращаться в неё, потому что это знаменитые венские стулья. На них сидели и сидят, так сказать, "со вкусом" очень давно, в том числе и в нашей стране, переживая разные времена.

Сегодня в домах, квартирах, загородных особняках и на скромных дачах стоят венские стулья: среди них настоящие раритеты и, как принято говорить, новодел. Но мало кто вспоминает, что благодарить за них мы должны замечательного столяра Михаэля Тонета.

Михаэль Тонет родился в семье кожевника 2 июля 1796 года и после обучения плотницкому делу стал краснодеревщиком. А в 30-е годы XIX века он задумал делать мебель из клеёных и гнутых реек. Это и сделало его знаменитым.

Однако успех пришёл лишь в 1837 году, когда был создан специальный клей. Но поистине гениальным прорывом стал метод использования горячего пара для формирования гнутых деталей из древесины — лёгких и при этом прочных. Хотя гнутьё древесины — не новый процесс и был известен в Англии ещё в XVII веке, а в Америке — в самом начале XIX века. Использовался при производстве колёс, карет, рам для окон. Возможно, в этом и была причина отказа в патенте, который был получен со второй заявки и не в Пруссии, а во Франции. Есть и сведения о том, что Тонет отказался раскрывать свои секреты работы с древесиной.

Так была открыта новая страница в мире мебели: появился функциональный и красивый стул (а затем и другая мебель) — полная противоположность громоздким и тяжёлым собратьям. И можно смело сказать, что этот стул стал трендом на века, не потеряв своей эстетической и практической привлекательности и сегодня. Он — икона истории мебельного дизайна.

Но причём здесь Вена? В жизни этого знаменитого стула этот город сыграл не последнюю роль.

Во-первых, в 1841 году гнутый стул Тонета был представлен на выставке в Кобленце. Здесь мастер познакомился с князем фон Меттернихом, который в то время занимал пост министра иностранных дел и государственного канцлера Австрийской империи. Он был восхищён этой мебелью и пригласил Михаэля Тонета к Венскому двору. Через какое-то время мастер представил свою мебель императорской семье.

Во-вторых, в 1840-1847 гг. Михаэль Тонет принимал участие в реставрации дома князя Алоиса Йозефа II Лихтенштейна и занимался паркетом: декорированные детали для него изготавливались по новой технологии гнутья. В это время Тонет применил идею склеивания слоёв древесины при изготовлении стульев. Однако на этот раз склеивались не слои, а прутья — в монолитные и пластичные пучки, позволяющие делать самые разные закругления.

В-третьих, Тонет родился и жил в Боппарде (земля Рейнланд-Пфальц). Когда ведение бизнеса в этом городке перестало приносить доход, он продал его и переехал с семьёй в Вену. Здесь в 1849 году Михаэль и его четыре сына открыли в предместье Вены в Гумпендорфе на улице Гаупштрассе мастерскую и магазин. В 1853 году его компания уже называлась "Братья Тонет" и принадлежала сыновьям.

В-четвёртых, с изготовления стульев для венского кафе Daum началась эпоха массового производства венских стульев.

Стоит сказать, что большинству людей в нашей стране знаком практически один вид венских стульев. На самом деле бренд "Венский стул" — это большой ассортимент и стульев, и вообще мебели. В 1850 году появился стул, получивший (вместе с другими изделиями Тонета — стульями, столиками, канапе, этажерками) на Выставке в Лондоне в 1851 году бронзовую медаль. Спинка стула № 1, который назывался "Шварценбергский стул", так как украшал интерьеры этого дворца, представляла собой одну петлю.

В 1852 году технология придания клеёной древесине любой формы и любого изгиба получила признание, а мастер — заслуженные привилегии. В том же году открылся магазин на улице Штраухгассе в Вене. Не стоит забывать, что Тонет был иностранцем и только в 1856 году получил гражданство Австрии, а в 1857 г. — официальное разрешение на производство мебели, паркета и других изделий.

Модели постоянно совершенствовались. И в 1855 году на знаменитой Всемирной выставке в Париже венские стулья ждала более высокая награда — серебряная медаль. В это время спрос на мебель марки Тонет был высоким и в других странах мира: например, был выполнен заказ для стран Южной Америки.

1857 год стал важным в жизни и развитии компании: начал работать завод в Коричанах — в Моравии, известной своими буковыми лесами. Так производство венских стульев было поставлено на промышленную основу. Прошло ещё 2 года, прежде чем всему миру был подарен стул № 14 — Konsumstuhl Nr. 14. Это было и остаётся большим событием, которое можно назвать революцией: и не только потому, что произведено более 50 миллионов стульев этой модели. Кстати, производство ведётся и сегодня, но модель выпускается под номером 214.

Дело в том, что методика изготовления стула № 14 была инновационной. Отныне венский стул можно было разобрать и собрать! Количество деталей стула уменьшилось с 14 до 6. Они не склеивались, а собирались с помощью шурупов. Что позволило легко и экономично экспортировать продукцию в самые дальние страны: 36 разобранных стульев помешались в коробку размером в 1 кубический метр.

Прошло 5 лет и любители гнутой мебели познакомились со стулом, который спроектировал Август Тонет. Именно этот стул из гнутой древесины, а не салонный мягкий гарнитур, вошёл в историю, получив золотую медаль в 1867 году на Всемирной выставке в Париже. Он был сделан всего лишь из нескольких длинных переплетённых прутьев и являлся примером элегантного минимализма.

Дела компании шли успешно, в 1889 году продукция производилась на 7 заводах, которые находились, в том числе, в Венгрии, Польше, Германии. В 1912 году компания, основанная Михаэлем Тонетом, отмечала наивысший расцвет, а венские стулья продавались уже во многих странах мира. На фабриках семьи Тонет производилась и мебель из цельной древесины, которая в частности выставлялась в 1862 году на Выставке в Лондоне.

В 1889 году было открыто представительство в России, и компания стала поставщиком Двора Его Императорского Величества. На территории Российской империи работали 2 фабрики: в Ново-Радомске (современная Польша) и Ревеле (Таллинн). Фирменные магазины были открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе.

После революции репрессии венских стульев не коснулись. На картинах советских художников вожди пролетариата Ленина и Сталина сидят именно на венских стульях, так же как и школьники, и творческая интеллигенция. Был этот стул и на агитплакатах, призывавших вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой. Не повлияли на его судьбу и две мировые войны.

И в СССР, и в новой России венские стулья производились и производятся. Правда, в советские времена дерево сидений постепенно заменили фанерой. Но они до сих пор стоят во многих домах и с любовью реставрируются.

Считается фактом, а не легендой то, как венский стул проверяли на прочность. Его просто сбросили с Эйфелевой башни в 1900 году. И с ним ничего не случилось, после того как он пролетел 115 м и ударился о землю.

Не стоит забывать и о других членах "венской семьи". Потому что в начале XX века в каталоге фирмы насчитывалось 1200 моделей. Это были столы — круглые и овальные; столики для чтения, шитья, игр и цветов; письменные столы; кровати. В 1860 году в народ ушло и успешно прижилось "кресло-качалка", с которым Европа познакомилась только в 1851 году. А в 1883 году на одном из своих полотен его изобразил Ренуар.

Производились целые гарнитуры, мебель для дома, сада, детских комнат и, конечно же, контор. Существовали кресла с короткими ножками для медсестры, для курения, для письменного стола, складные стулья.

Были в обиходе крутящиеся кресла, высокие стулья для крупье, табуретки и табуреточки под ноги, различные виды канапе, высокие детские стульчики и колыбели, вешалки (в том числе знаменитые вешалки "Немой слуга" и вешалки для полотенец), подставки под зонтики, которые стояли около трюмо, гардеробные и туалетные зеркала, этажерки, газетницы и ширмы. Производились даже экраны для каминов, кресла-унитазы и биде. Как не сказать о теннисных ракетках, лыжах, санках, кукольной мебели.

Эти вещи из гнутой древесины можно встретить во многих музеях мира. Самая большая коллекция оригинальных венских стульев находится в Вене в Музее прикладного искусства. Интересен Музей при фабрике в городе Франкенберг (Германия), в котором можно познакомиться с историей самой компании Тонет и дизайна венского стула. "Музей гнутой мебели Михаэля Тонета" в городе Боппард рассказывает о том, какой обширный ассортимент изделий выпускался на фабриках семьи Тонет, и что при производстве и декорировании использовались кожа, ткани, плетение из тростника.

В московском Музее индустриальной культуры можно увидеть театральные кресла, произведённые на фабрике "Братьев Тонет" в Ново-Радомске. А вот в городе Мелитополь установлен памятник венскому стулу, выпущенному под номером 14.

Ровно 145 лет назад в Вене из жизни ушёл легендарный Михаэль Тонет. В 1976 году компания была разделена на две — австрийскую и немецкую. Но это уже другая история, потому что венский стул был, есть и будет. Даже если его начали производить из современных металлических конструкций.
Олеся Ольховская
01.07.2016
Ссылки по теме: история, интерьер, знаменитости, дом, дизайн, бизнес
Архив
Темы
Авторы
©2005-2019 Суперстиль